В 1782 г. был утвержден «Устав Благочиния или полицейский», закрепивший нравственные принципы деятельности полиции, в формировании которых заметная роль отводилась РПЦ. Помещенные в Уставе «Общие правила добронравия» предписывали: «не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь; не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь; в добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю невинному, напой жаждущего; с пути сошедшему указывай путь». Воспитанию этих качеств у служащих полиции и призвано было способствовать православное духовенство. При этом значительное место отводилось обрядово-культовому сопровождению официальных церемоний, чествований.
В полицейских подразделениях сложилась система ежегодных праздников, которые отмечались, как правило, в день почитания православного святого, избранного полицейскими себе в покровители. Для городской и уездной полиции чаще всего праздники устанавливались в честь святых Николая Угодника, Александра Невского, Архистратига Михаила, Святителя Алексия, а так же иконы Казанской Божией Матери; для жандармерии и уездной полицейской стражи — Георгия Победоносца и Александра Невского. Общий профессиональный праздник полиции, установленный в 1914 г., был посвящен Святителю Алексию митрополиту Московскому.
Такие праздники проводились по похожим сценариям, в которых центральная роль отводилась православному духовенству. Как правило, празднование начиналось с церковного парада перед храмом. Затем в храме в присутствии большого числа гостей проходило торжественное богослужение с проповедью. После этого празднование продолжалось в полицейском управлении, казармах жандармского дивизиона или полицейской стражи. В специально оформленном помещении, где находилась богато украшенная икона почитаемого святого и хранились исторические реликвии, снова проводилось богослужение, затем зачитывались приказы о поощрении, поздравительные телеграммы и вручались подарки. Стоит отметить, что именно эти специально оборудованные помещения с иконами послужили прообразом современных молельных комнат, создаваемых в отдельных подразделениях силовых структур России.
Как и в тюремном ведомстве, в подразделениях МВД при активном участии православного духовенства проводились чествования юбилеев службы полицейских чинов. Непременным их атрибутом были молебны и проповеди, в которых отмечались заслуги юбиляров.
Традиционно в полицейских учебных заведениях православными священниками преподавался Закон Божий. При сдаче полицейскими унтер-офицерами экзамена на присвоения первого классного чина (14 класс «Табели о рангах») они должны были продемонстрировать знание Катехизиса, поэтому православные священники включались и в экзаменационные комиссии. Стоит отметить, что после революционных событий 1905−1907 гг. в ряде учебных заведений, особенно вновь созданных, Закон Божий уже не был включен в перечень обязательных дисциплин. Его преподавание стало зависеть от решения местного полицейского руководства.
Несмотря на внешне широкие связи полиции и РПЦ, воспитательное воздействие духовенства на чинов полиции, по большей части, ограничивалось обрядово-культовым сопровождением мероприятий и носило формальный характер. Церковь была более заинтересована работать с лицами, преступающими закон, а не с полицейскими чинами. Так, решением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония приходским священникам было предписано по воскресным дням проводить богослужения в полицейских частях для содержащихся там арестантов, снабжать их религиозной литературой и привлекать к проведению с ними религиозных чтений христиански просвещенных прихожан.
Сложилась и получила законодательное закрепление практика оказания священнослужителями помощи полицейским в выполнении их профессиональных функций, а чинами полиции — правоохранительного обеспечения непосредственной религиозной деятельности.
После издания в 1905 г. Указа о веротерпимости, священники стали привлекаться для разъяснения полицейским чинам особенностей различных вероисповеданий. Это было связано с тем, что именно полицейские чины определяли — разрешать ли проведение богослужений и молитвенных собраний в сектантских храмах и молитвенных домах. Главным условием при этом было, что «вероучение известно правительству и, что оно не принадлежит к числу тех, которые преследуются законом». Эта проблема была для полиции столь актуальна, что текст циркуляра МВД, определявшего «Правила для устройства сектантами богослужебных и молитвенных собраний», с подробными разъяснениями был в течение 1910 г. дважды опубликован в журнале «Вестник полиции».
Полицейские органы активно использовали возможности церкви для пропаганды законопослушного поведения, трезвого образа жизни, а также для привлечения населения к борьбе с преступностью. Так, в 1910 г., в церкви с. Бохот Могилевской губернии после проповеди священника 91 крестьянину были вручены небольшие денежные премии за «примерное содействие полицейской страже в преследовании грабителей».
Полицейские чины участвовали в расследовании преступлений, совершаемых в сфере религиозных отношений, к которым относились: преступления против богослужения, уклонение от исполнения правил православной церкви, отступления от православной веры и преступления против правил веротерпимости. А по делам, подсудным духовному суду, духовные консистории были уполномочены «поручать чинам полиции производство следственных действий». На полицейских было возложено обеспечение порядка во время религиозных церемоний, им предписывалось следить, чтобы «вблизи церквей, в особенности во время богослужения, а равно и во время крестных ходов не происходило никакого шума, бесчинства и неприличия».
Сотрудничая с полицией, РПЦ, хотя и не достигла особых успехов, но вносила свой посильный вклад в борьбу с преступностью и воспитание у населения страны законопослушания.