Уже в 1911 году в 273 тюремных церквях и 77 церквях, расположенных при тюрьмах, служили 346 священников, 30 дьяконов и 208 псаломщиков. В исправительных арестантских отделениях имелось еще 40 церквей, которые обслуживали 44 священника, 4 дьякона и 30 псаломщиков.
В отдаленных районах страны тюремные церкви зачастую были единственными храмами в округе, поэтому их прихожанами становились и местные жители. В этом случае, для исключения нежелательных контактов арестантов с посторонними лицами и предотвращения побегов применялись меры, закрепленные специальной инструкцией. Предусматривалась выдача прихожанам именных разрешений (билетов) за подписью и печатью начальника тюрьмы на разовое или постоянное посещение церкви. Заключенные во время богослужений отделялись от остальных прихожан глухой перегородкой или железной решеткой. Когда в церкви кроме заключенных находились только служащие тюрьмы и их семьи, ограничивались устройством барьера или широкого свободного пространства. Обязательно в церкви выставлялся наряд тюремной стражи.
Для религиозно-нравственного воздействия на заключенных использовались не только возможности священнослужителей, но и значительного количества попечительных и патронажных организаций, которым разрешалось работать в местах заключения. На 1 января 1909 г. таковых было более 50. Члены этих организаций проводили в тюрьмах религиозные чтения, снабжали тюремные библиотеки и заключенных религиозной литературой. Так, только представитель Общества попечительного о тюрьмах
Заметное место в воспитательном воздействии на заключенных отводилось тюремным библиотекам. Было определено, что «содержание библиотек с подбором книг духовно-религиозного содержания, организация чтений и устройство духовно-нравственных бесед возлагается на тюремных священников». Зачастую тюремные библиотеки обладали значительным книжным фондом. Так, в библиотеке Александровской каторжной тюрьмы, которой заведовал священник Писарев, в 1909 г. насчитывалось более 4,5 тыс. томов. На приобретение книг в этой тюрьме ежегодно выделялось до 300 рублей из экономических сумм.
Стараниями тюремного духовенства создавались школы для малолетних заключенных и детей стражников. Священники не только заведовали этими школами, но и преподавали в них ряд предметов, в первую очередь — Закон Божий.
Тюремное духовенство активно привлекалось для воспитания у тюремной стражи ревностного отношения к исполнению должностных обязанностей. Для этого использовались различные методы. Так, сложилась практика чествования «юбилеев службы», когда отмечалось 20, 25, 30
Роль православного духовенства в тюрьмах постоянно возрастала. В соответствии с инструкцией от 28 декабря 1915 г. священники становились членами тюремного совещания по вопросам внутреннего распорядка. Инструкция предписывала общие молитвы заключенных утром, вечером, перед обедом и ужином. Она определяла целью воспитательного воздействия на заключенных «внушение правильных понятий о религии и об общих гражданских обязанностях, требующих преданности Престолу и Отечеству и почитания соответствующим законам и властям».
Деятельность тюремного духовенства находилась под контролем священноначалия. Члены Синода, митрополиты и епископы часто посещали места заключения, проводили богослужения, читали проповеди, вникали в нужды тюремных церквей. Так, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний не только ежегодно посещал места заключения, но и выступал на страницах Тюремного вестника по проблемам религиозного просвещения в тюрьмах.
Православная церковь не только активно работала в местах заключения, но и сама оказалась включенной в систему учреждений исполнения наказаний. Система церковных наказаний, сложившихся России, варьировалась от церковного покаяния, законодательно установленного еще Петром I, до пожизненного содержания в монастырской тюрьме, куда можно было попасть, не побывав под судом и следствием. По решению императора или Синода для заключения под стражу мог быть использован любой монастырь.
Зачастую заключение в монастырской тюрьме отличалось крайней жестокостью, т.к. власть игумена не только над узниками, но и над стражниками была практически бесконтрольна. Так, тюремная инструкция Спасо-Евфимьевского монастыря, разработанная в 1855 г., предусматривала, что «в совершенном подчинении архимандриту состоят смотритель арестантского отделения, военная стража и служители». Ему принадлежит право налагать на заключенных различные наказания, в том числе — ограничивать пищу хлебом и водой, заковывать в кандалы. Причем по срокам такие наказания не ограничивались.
В наши дни вернулись к практике активной деятельности православного духовенства в местах лишения свободы. Хочется верить, что это поможет хотя бы части заключенных встать на путь исправления.