В этих целях в последние годы был разработан целый ряд регламентов, которые подробно расписывают схему взаимодействия чиновников с гражданами в различных сферах — выдачи паспортов, регистрации права собственности при сделках с недвижимостью, лицензирования некоторых видов предпринимательской деятельности, трудоустройства граждан органами занятости.
В данной статье действие этих регламентов будет рассмотрено применительно к органам государственной регистрации сделок с недвижимостью (регпалаты — как мы привыкли их называть) и паспортно-визовой службы.
Тот, кто хоть раз участвовал в сделке по распоряжению недвижимостью, знает, какие усилия нужно приложить, чтобы зарегистрировать право собственности в регистрационной палате. В городах с миллионным населением, где ежедневно совершаются десятки, и даже сотни сделок, занять очередь нужно было ранним утром, после чего следовало многочасовое ожидание.
Появилась даже определенная категория граждан, которые извлекали из этой ситуации выгоду — торговали местами в очереди. Положить конец этому беспределу должен был регламент, принятый в сентябре прошлого года.
Он установил максимальное время ожидания для подачи документов — 45 минут! Также были зафиксированы сроки оформления документов — 1 месяц, а если речь идет об ипотеке и приватизации, то не более 15 дней. Был установлен единый не приемный день — среда, а по субботам все органы регистрационной службы должны работать, дабы обеспечить работающим гражданам доступ к этим услугам. Отныне работники службы не имеют права «отмахиваться» от назойливых граждан, желающих получить консультацию специалиста.
Аналогичные правила были установлены и для паспортно-визовой службы, занимающейся заменой и выдачей паспортов. Соответствующий регламент был принят в декабре прошлого года.
Время ожидания для подачи документов ограничено 30 минутами, а время получения уже готового паспорта — 20 минутами. Для сотрудников паспортно-визовой службы, непосредственно принимающих население, установлены дни работы — все, кроме понедельника, субботы и воскресенья. Регламент обязал данных сотрудников оказывать помощь в заполнении необходимых бланков, если гражданин не в состоянии сделать это самостоятельно.
В регламенте упоминается даже о «комфортных условиях прохождения формальностей» и о том, что граждане «осуществляют не более двух взаимодействий с должностными лицами по вопросу получения и замены паспорта».
Безусловно, указанные документы призваны облегчить жизнь рядовым гражданам, обивающим пороги чиновничьих кабинетов. Но исполняются ли эти правила на практике — вот в чем вопрос!