При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала.
Это — право на осуществление всех прав граждан страны. Ограничение допускается в рамках законов для недееспособных лиц, при угрозе конституционному строю, нравственности, правам и интересам других лиц (карантинная инфекция, например), а также национальной безопасности (то же владение оружием для психически больных).
2) Выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.
Мало кто знает, еще меньше пользуются. Это — если не складываются отношения с лечащим доктором или от места фактического проживания предлагают лечиться по месту фактической регистрации.
3) Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Самое трудное для выполнения — испокон веков наша медицина финансируется по остаточному принципу.
4) Проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов.
Вообще-то еще и согласие этих самих специалистов должно иметь место, и обоснование экономической целесообразности этого…
5) Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами.
Требуйте неукоснительно — слава Богу, анестетики сейчас хорошие.
6) Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ.
Об этом — статья в последующем, но скажу так — большинство родственников взрослых пациентов с точки зрения закона… не являются его законными представителями!
7) Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ.
Его отсутствие — признак по меньшей мере непрофессионализма медиков.
8) Отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ.
Вмешательство, невзирая на отказ — см. пункт 1 (угрожающее жизни состояние при невозможности выразить волю и много еще чего — типа недобровольной госпитализации человека в психозе). За детей до 15 лет это решение принимают родители.
9) Получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
Если не разъяснили права — признак непрофессионализма или умышленности. Определенные вариации есть в психиатрии (в зависимости от текущего состояния пациента). Выбор лиц лучше задокументированный и заверенный нотариально (кроме родителей детей до 15 лет и опекунов недееспособных) — тогда медики и пациенты прекрасно поладят.
10) Получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования.
Мало кто понимает различия между помощью как компонентом социальной политики, гарантированной государством, и услугой (см. «Гражданский кодекс РФ»).
11) Возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.
Имея минимум правовой грамотности и реальные ожидания, побороться вполне можно. И Голиафа юноша победил…
12) Допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав.
Соблюдается практически всегда, при предьявлении соответствующих документов.
13) Допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В отношении РПЦ соблюдается всегда, служителей ислама — тоже. С культом вуду, думаю, будут напряги…
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.
Маленькое дополнение — излагать все это лучше в письменной форме, да и объяснений просить не на словах. Для уверенного профессионала это не составит трудностей, и — наоборот.