Каждый случай, как правило, вызывает общественный резонанс и протесты верующих, прихожан, как минимум — вызывает вопросы. Ну, еще бы… Люди десятилетиями ходили в храм, в поколениях крестили и отпевали родственников, слышали благую весть, и тут на тебе — «святое», намоленное место продано.
Людей можно понять. Но юридически сие, в соответствии с известными фактами, ненаказуемо. В Европе имеется практика продажи церковных зданий «под иные цели». Кроме эмоций и экспрессии имеет значение юридическая сторона дела.
В правовом поле продавать такие объекты можно, но не манкируя регламентом. Препятствовать сему тоже можно — путем информирования граждан, создания и доведения общественного мнения («чиновник работает для граждан, а не наоборот») представителям администраций разного уровня. История знает немало случаев, когда
Сложные вопросы возникают, когда речь идет о создании/постройке новых зданий. Они могут быть зарегистрированы на физическое лицо как объект собственности. Но юридически перевести тот же объект в собственность религиозной организации при нежелании старого собственника подчас затруднительно.
Еще один камень преткновения — особенности налогового и иного обременения традиционной «церковной» собственности. Если недвижимость (комплекс зданий) признана объектом культурного наследия, музейным объектом, ее продажа возможна только с обременением. Новый собственник (по договору) обязуется соблюдать конкретные условия содержания, благоустройства, иногда ремонт
С коммерческой точки зрения религиозная организация представляет корпорацию — чем больше традиционного влияния в социальных стратах и «близость» к власти, тем б
Собственниками недвижимого церковного имущества являются приход, религиозная организация, в том числе монастырь, или частное лицо — к примеру, настоятель, любое физическое лицо. На практике приход регистрируется как отдельное юридическое лицо или даже НКО религиозного направления с собственными уставными задачами.
РПЦ в России — не единственная церковь
Да, не единственная, но на ее примере показательно рассматривать общее положение. В правовом поле России ни одна из конфессий, религиозных деноминаций не является главенствующей по отношению к другим. Налицо юридическое «равноправие».
То, что РПЦ на протяжении десятилетий значительно развивается, говорит не столько о православных традициях в России, сколько о многоаспектной поддержке и даже политизированности со стороны государства. С 2009 года на территории России построили и восстановили более 5000 храмов — эти цифры озвучивал на Архиерейском соборе патриарх Кирилл.
Согласен с «политикой развития»: для развития нужно не истреблять/запрещать конкурентов, а распространять собственное влияние шире; применительно к контексту — не создавать невыносимые условия деятельности другим, отличным от РПЦ общинам верующих, а увеличить влияние на территориях — строить свои храмы.
У обывателя создается впечатление, что Русская православная церковь является главенствующей над остальными, действующими и зарегистрированными в правовом поле на территории страны религиозными организациями. Но это не так. Она лишь является формально многочисленной, «наполненной прихожанами», религиозной организацией на территории России.
Наряду с РПЦ в России официально действуют сотни христоцентричных конфессий.
Формирование бюджета церкви частично рассмотрено в журналистском расследовании РБК. Бюджет любой современной религиозной организаций строится по тому же принципу, с некоторыми изменениями и соответствующими особенностями, традиционными связями и другими факторами.
Вопрос об условном «перекосе» внимания государства к религиозным организациям в России, притом что церковь формально от государства отделена, остается открытым. Оппоненты могут возразить — мол, на федеральном уровне внимание к религиозным организациям равное, и применят аргумент — действующий федеральный закон 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Сиречь Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (с изменениями и дополнениями), с НПА уместно ознакомиться самостоятельно.
Особенности правового поляРеклама
С 3 октября 2021 года вступили в силу изменения и дополнения Федерального закона от
1. Сделки по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также договоры займа и кредитные договоры совершаются религиозной организацией с письменного согласия органа религиозной организации, уполномоченного уставом религиозной организации на письменное согласование таких сделок (уполномоченного органа религиозной организации). Сделка, совершенная без согласия уполномоченного органа религиозной организации, ничтожна. Требования о признании такой сделки недействительной и (или) о применении последствий ее недействительности могут предъявлять сторона сделки и (или) централизованная религиозная организация, в структуру которой входит религиозная организация, являющаяся стороной сделки.
Реклама
2. Недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящееся в собственности религиозной организации, может в случаях, предусмотренных уставом религиозной организации, отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
По правовому пониманию федерального закона, изменения к которому вступили в силу 3 октября 2021 года, недвижимое имущество религиозной организации нельзя продать постороннему лицу или организации, если документально имущество позиционируется как богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящееся в собственности религиозной организации.
Такое имущество в соответствии с уставом религиозной организации, может отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
Однако сложности с оформлением возникают, если здания документально такими объектами не являются. Так мы пришли к оценочному суждению, с чего начали (см. первый абзац): нравственная сторона у продавца помещений ущербна.
По сему закону, администрации на местах освоили регламент передачи (важно — в заявительском порядке) недвижимого имущества даже с прилегающими земельными участками. Законодателем предполагается, что логичный вопрос — кому именно передавать здания из муниципальной или госсобственности, разрешается относительно просто:
- Религиозная организация обращается в администрацию (по территориальности нахождения объекта) с обоснованным заявлением, обоснования — в исторической и фактически подтвержденной традиции и пользования имуществом в прошлые годы, вплоть до экскурса религиозных традиций и фактов богослужений в конкретном здании — в веках.Реклама
- Администрация обоснованно удовлетворяет заявление, конкурсных процедур для сего не предусмотрено.
- Спорные же случаи, когда на недвижимое имущество претендуют сразу несколько религиозных организаций, решаются специально создаваемыми комиссиями, а при возникновении неистребляемых противоречий — в суде.
Что касается объектов недвижимости государственной собственности, то их Росимущество передает двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования. Религиозные организации (если не принимают в собственность) выбирают удобную форму безвозмездного пользования:
- Можно пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии на восстановление и содержание храмов.
- Если же имущество принимается в собственность и регистрируется, вся ответственность переходит к новому собственнику. И тут уже не до субсидий и иного государственного вспоможения, оно возможно, но уже по другим целевым основаниям.
- Если комплекс церковных зданий не в собственности религиозной организации и (или) частного лица — следовательно, его содержит государство, а приход пользуется правом безвозмездного пользования. Это тоже определенного сорта зависимость.Реклама
Поэтому государство может выделять средства на развитие духовно-просветительских центров по федеральной программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» или, к примеру, есть такая небезупречная программа, как «Культура России».
И тут мы имеем открытый и ключевой вопрос: как распределяются средства — кого и по каким «избранным» критериям выбирают чиновники, с учетом того, что религиозных организаций в стране немало?
Продажа церковной недвижимости, где совершались богослужения, в современных реалиях гедонистического общества, ориентированного на удовольствия и потребление, это потеря для церкви имущества навсегда.
Возможно, уместным решением является предусмотрительная активность прихожан и приходских советов, ибо много проще признать здание объектом культурного наследия, введя соответствующее обременение при продаже, чем впоследствии «исправлять ситуацию». Либо в религиозной организации должен быть специалист, профессионально контролирующий юридические вопросы.