Для начала стоит дать определение понятию, о котором пойдет речь.
- Ювенальная юстиция — это система государственных органов, занятых защитой и обеспечением прав ребенка, надзором за их соблюдением. К сфере ее ответственности относится так же профилактика правонарушений и судебные разбирательства преступлений детей и подростков.
История возникновения и развития
Дословный перевод латинских слов juvenalis justitia означает «юношеское правосудие». Так назвали специальные суды для несовершеннолетних, когда в конце XIX века мир искал способ борьбы со шквалом детской преступности.
Пионером стала Америка. Там разработали отдельное судопроизводство, приняли нужные для его функционирования законодательные акты. Учитывая особенности детской психики, критерии для наказания малолетних преступников смягчили. Тогда же ввели в обиход более лояльный термин «
Следующей страной, внедрившей такое судопроизводство в 1908 году, стала Великобритания. К началу 30-х годов его внедрили уже 23 страны мира.
Со временем понятие ювенальной юстиции стало трактоваться шире. Теперь оно включало реабилитацию несовершеннолетних в социуме после отбывания наказания и превентивные меры по предотвращению нарушения закона. Правосудие для несовершеннолетних постепенно трансформировалось в комплекс мероприятий, призванных заниматься их жизненными проблемами.
- В современном виде ювенальная юстиция объединила все «детские» суды, органы надзора и опеки, попечительские советы, комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних. К ней же относится деятельность уполномоченных по правам детей.
Модели системы
В зависимости от организации работы, выделяют три основные модели ювенальной юстиции
.1. Континентальная.
Такой алгоритм используют, например, Канада и Франция.
Здесь главное — не привлечение к ответственности, а оказание помощи подростку, который обратил на себя внимание потенциально опасным поведением. С этого момента он находится под неусыпным оком системы. С одной стороны, такого ребенка активно вовлекают во все профилактические программы и мероприятия. С другой — воспитывают ответственность, внушают необходимость жить в рамках закона и информируют о последствиях его нарушения. Наказание за уголовные правонарушения здесь наступает с 13 лет.
2. Англо-американская.
Уже из названия модели понятна география ее применения.
Были в ее практике жестокие наказания за преступления: двух детей 10 лет приговорили к пожизненному заключению за убийство 2-летнего ребенка. Сейчас система эволюционировала и теперь ее основа — активная и повсеместная профилактика криминальных угроз.
Охватываются все аспекты детского социума: семья, школа, круг общения. Для детей уже с 8 лет существуют социальные программы обучения, профориентации, психологической помощи. Практикуются решения конфликтных ситуаций в виде примирения с возмещением причиненного ущерба. Такая поддержка гарантируется до 17-летнего возраста.
3. Скандинавская.
Отличительная черта этого варианта — отказ от специальных судов в принципе. При пороге наступления уголовной ответственности с 15 лет малолетних правонарушителей судят в обычных судах, но по более мягким нормам. До 18 лет их содержат в особых воспитательных учреждениях. При этом к профилактике нарушений закона среди подрастающего поколения, помимо специальных органов, подключают школу, полицию, все прочие социальные службы.
Такую систему, существующую в Швеции и Финляндии, практиковала до 1917 года и Российская империя. Сейчас в России сторонники ювенальной юстиции хотят вернуться к дореволюционной модели, и по этому поводу ведутся ожесточенные дебаты.
Аргументы сторонников и противников
Разве плохо, что к детям, переживающим переходный возраст, чреватый подчас неадекватным поведением, относятся гуманно? И профилактическая работа «на опережение» преступлений — вещь необходимая. Но… есть серьезные «но».
Один из краеугольных камней ювенальной юстиции — равные права ребенка и взрослого. С 1995 года Семейный
К сожалению, они не всегда обоснованы. Да и детская фантазия может сыграть со взрослыми злую шутку. И хотя в разбирательствах участвуют социальные работники и психологи, решения органов надзора — не всегда справедливы.
Запускается процедура освобождения ребенка от «некачественных» родителей быстро. А вот ее обжалование и отмена может длиться годами, разрушая психику обеих сторон. Такие случаи вызывают бурный протест противников системы, обвиняющих её в разрушении семьи.
Что ж, у каждого «плюса» есть свой «минус». Быть или не быть ювенальной юстиции в России — покажет время.