1. Вальс из кинофильма «Война и мир», 1967 г.
Режиссер Сергей Бондарчук.
И до, и после эпопеи С. Бондарчука роман «Война и мир»
Но экранизация Бондарчука превзошла американский вариант не только по масштабности батальных сцен. Вальс из фильма на музыку молодого композитора Вячеслава Овчинникова запоминается не только музыкальной аранжировкой и хореографией, но и все время меняющимся трогательным выражением лица Наташи (балерина Людмила Савельева) в ее танце с князем Андреем (Вячеслав Тихонов).
За право написать музыку к этому фильму боролись такие советские мэтры, как Свиридов, Хренников, Хачатурян и Шостакович. Кстати, последний уже написал замечательный вальс, известный как вальс № 2, или «Русский», к фильму «Летят журавли». Поэтому, как бы ни была хороша музыка Шостаковича, режиссер «Войны и мира» не счел возможным использовать ее в своей
2. Танго из фильма «Запах женщины», 1992 г.
Режиссер Мартин Брест.
Композитор Карлос Гардель (Carlos Gardel) написал всемирно известную сегодня песню «Por una cabeza» в 1935 году для голливудского фильма «Tango Bar», где он сам и исполнил ее. Слова к песне написал Альфредо Ле Пера, они переводились как «На голову». Речь шла о лошадях и скачках, в песне говорилось о настроении игрока, который сравнивает охватывающий его азарт и разочарование во время скачек с любовью к женщине.
По трагическому стечению обстоятельств и композитор, и автор слов песни погибли в авиакатастрофе в том же году, когда «Por una cabeza» появилась на свет. Песню называли пророческой. Ее первые слова «Cuantos desengaños, por una cabeza» говорят и о том, сколько разочарований может настигнуть вас всего в двух шагах от финиша, как будто ее создатели предчувствовали свой близкий конец. Но в этой песне важны не столько слова, сколько изумительная мелодия Карлоса Гарделя.
В фильме «Scent of woman» герой Аль Пачино танцует c молодой женщиной (Габриэл Анвар) под музыку «Por una cabeza». Всего три минуты, которые репетировали долгих два месяца, являются одним из самых ярких моментов в фильме. По накалу чувств критики называют эту сцену «лучшим танго в истории кинематографа».
Герой Аль Пачино произносит:
«Жизнь — это танго, в котором главное — это движение. Если остановишься — прекратится танец, если остановишься — прекратится жизнь».
Эти слова можно считать слоганом к фильму.
3. Танго из фильма Легкое поведение, 2008 г.
Режиссер: Стефан Эллиотт.
Если говорить о танго, то нельзя не вспомнить великолепный дуэт Колина Ферта и Джессики Бил в британском фильме «Легкое поведение» («Easy Virtue»). Кстати, хотя фильм называют романтической комедией, смешного в фильме мало, скорее это мелодрама или даже драма.
Композитор Мариус де Фриз написал прекрасную музыку для чувственного танца, исполняемого главными героями. Джессика Бил и Колин Ферт потрясающе исполняют темпераментное танго на глазах у шокированной английской публики, собравшейся на вечеринку. Это сцена стала одним из самых выразительных танцев в современном кино. На нее положено много других музыкальных каверов, один из лучших — та же «Por una cabeza» от Карлоса Гарделя, звучащая в фильме «Запах женщины».
Реклама 4. Твист из фильма «Криминальное чтиво», 1994 г.
Режиссер Квентин Тарантино.
Задолго до появления фильма на экранах зрители видели танец Джона Траволты и Умы Турман в анонсе и уже предвкушали удовольствие от новой картины Квентина Тарантино. Это твист тут же подхватили и исполняли на танцевальных площадках мира, повторяя пальцами коронный жест Траволты — буква V, скользящая у глаз.
В этот раз Тарантино решил, не прибегая к услугам композитора, сам создать музыкальную ленту, включающую любимые им и зрителями треки 60-х годов в таких жанрах, как твист, рок-н-ролл, фанк и соул. Одним из таких фрагментов «от Феллини» стал знаменитый танец Мии и Винсента (Джона Траволты и Умы Турман) в ретро-кафе «Jack Rabbit».
Кстати, он был и одним из самых сложных моментов съемок фильма «Криминальное чтиво» («Pulp Fiction»). Его съемки длились более 13 часов, движения твиста отличный танцор Траволта и режиссер Тарантино придумывали на ходу и показывали тоненькой, как спичка, но непонятливой Уме. Сохранились эпизоды этих съемок — пара Траволта-Тарантино смотрится потрясающе.
5. Танец на винограде из фильма «Укрощение строптивого», 1980 г.Реклама
Режиссеры Франко Кастеллано и Пиполо.
Сцена из фильма «Укрощение строптивого» («Il Bisbetico domato»), где Адриано Челентано под композицию группы Clown «La Pigiatura» делает вино из винограда, весело пританцовывая прямо в бочке, вошла в сокровищницу лучших танцевальных номеров в истории кино под названием «Танец на винограде».
Эпизод с зажигательным танцем Адриано можно считать документальным. В вымышленном итальянском городке, где проходили съемки фильма, как и в десятках похожих на него, и сегодня поддерживают вековые традиции: виноград так же давят вручную или, скорее, «вножную», пренебрегая современными технологиями виноделия.
6. Стриптиз из фильма «Девять с половиной недель», 1986 г.
Режиссер Эдриан Лайн.
Песня «You can leave you hat on» («Шляпу можешь не снимать») была написана Рэнди Ньюманом в 1972 году. Фраза о шляпе взята «с натуры», именно так приветствовали на входе не желающих открывать свое лицо клиентов стриптиз-клубов.
Песня стала настоящим хитом после того, как прозвучала в фильме «9 с половиной недель» («Nine ½ Weeks») в исполнении Джо Кокера. Эротический танец, исполняемой героиней Ким Бейсингер для своего любовника (Микки Рурк), давно пополнил копилку лучших танцевальных сцен кино. И без того невероятно соблазнительная Ким в этом фильме смогла проявить свою сексуальность на все 100%, эффектно исполняя эротический танец для уминающего поп-корн и наслаждающегося ее движениями партнера.
7. Комический танец из фильма «Новые времена», 1936 г.
Режиссер Чарли Чаплин.
Невозможно пропустить танец, вызвавший бурный отклик еще в эпоху немого кино. Сначала фильм задумывался как звуковой со всеми доступными в то время эффектами. Уже был написан сценарий и диалоги, но внезапно Чарли Чаплин, знаменитый режиссер, композитор и исполнитель роли Бродяги, приостановился: он не смог представить себе, как должен говорить главный персонаж. Пантомима была намного ближе сердцу великого актера и, как ему казалось, выразительнее для его фильма.
В итоге картина «Новые времена» («Modern Times») вышла на большой экран как немое кино с редкими диалогами. Зато смешной музыкальный номер от Чарли произвел фурор: его маленький Бродяга готовит к выступлению незамысловатую песенку, слова которой записывает на манжете. Но манжета во время импровизированного танца теряется, и Бродяга вынужден продолжать выступление, пританцовывая и хаотически комбинируя слова, похожие на итальянские и французские.
Это был последний фильм, где участвовал чаплинский герой Бродяга, и первый, где зрители услышали его голос.
8. Фильм «Грязные танцы», 1987 г.
Режиссер Эмиль Ардолино.
Конечно, куда же без любимого всеми фильма «Dirty Dancing» с Патриком Суэйзи и Дженнифер Грей и финального танца со знаменитой поддержкой!
В книге П. Суэйзи «Время моей жизни» он рассказывает о травме колена, которую получил во время своих бродвейских выступлений. Она же помешала ему принять приглашения на участие во многих музыкальных проектах. А приглашали его очень часто, поскольку режиссеры воспринимали Суэйзи больше как «танцора, ставшего актером». Хотя «Грязные танцы» стали исключением, это не означало, что у актера уже не было проблем с коленом. Особенно тяжело далась Суэйзи та самая сцена с поддержкой, но он блестяще с ней справился.
Интересный факт: саму картину снимали летом, а до финальной сцены с поддержкой прошло еще три месяца. В Вирджинии и Северной Каролине наступила холодная осень. Деревья пожелтели, и съемочной группе срочно пришлось красить листья деревьев, находящихся на заднем плане, в зеленый цвет. Если внимательно приглядеться, то можно в буйной зеленой листве разглядеть пропущенные желтые вкрапления.
Знаменитый финальный танец из кинофильма «Грязные танцы» исполнен на композицию «I've Had The Time of My Life», которая была номинирована на «Оскар» и получила не только эту премию, но также «Грэмми» и «Золотой глобус».
9. Дуэт «Nowadays» из фильма «Чикаго», 2002 г.
Режиссер Роб Маршалл.
Мюзикл «Чикаго» построен режиссером как воображаемое героиней Рокси (Рене Зеллвегер) шоу, в котором она играет главную роль. Кстати, приглашенная на главную роль Зеллвегер, до того не занимавшаяся хореографией, да еще поправившаяся на 13 кг для съемок в «Дневниках Бриджит Джонс», долго отказывалась о роли.
На кастинг на главные роли были приглашены такие звезды, как Голди Хоун, Мадонна, Шарлиз Терон, Николь Кидман, Гвинет Пэлтроу, Дженнифер Лопес, Анджелина Джоли и Камерон Диаз. Рене боялась такого соперничества. Но когда она побывала на репетиции мюзикла, не удержалась и дала свое согласие на участие в проекте.
Второй звезде, Кэтрин Зета-Джонс, сначала предлагали главную роль, но ее любовь к композиции «Весь этот джаз» и желание исполнить ее оказались сильнее амбиций. Зета-Джонс попросила для себя роль Вэльмы. Обе актрисы были номинированы на «Оскара», причем жюри конкурса чуть ли не впервые оказалось в затруднении, какую женскую роль считать главной, а какую — второго плана.
Фильм «Chicago» получил двенадцать номинаций на премию «Оскар», из которых победил в шести. Кэтрин Зета-Джонс, выложившаяся в фильме на все 100%, получила свой «Оскар» (это при том, что она была на третьем месяце беременности и играла без дублёров). Рене Зеллвегер выиграла «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в комедии или мюзикле. А финальный дуэт двух актрис, названный «Nowadays», стал настоящей жемчужиной фильма и вошел в сокровищницу кино.
10. Фантасмагорический хоровод из «Восемь с половиной», 1964 г.
Режиссер Федерико Феллини.
В известном и автобиографичном фильме великого Феллини (в роли самого режиссера Гвидо Ансельми снялся любимый актер Феллини Марчелло Мастроянни) есть вставки двух ставших знаменитыми танцев.
Первый в своем «Криминальном чтиве» «процитировал» Квентин Тарантино, а финальный танец режиссер первоначально не задумывал. Его сняли по замыслу продюсеров — без эффектной финальной сцены фильм казался незавершенным, кроме того, нужен был яркий фрагмент для анонса фильма.
И тогда Феллини придумал ставший классикой кино фантасмагорический хоровод, в котором принимают участие около двухсот актеров. В финале фильма и реальные, и придуманные Гвидо герои под его руководством объединяются, чтобы создать феерическое кольцо циркового парада на фоне декораций к фильму, который никогда не будет завершен.