«Шестое чувство» было номинировано на Оскар в 6 категориях. И хотя фильм покинул церемонию с пустыми руками, для данного специфического жанра прорыв был очевиден. Интерес к ленте был ошеломительным: DVD и видеокассеты продавались, как горячие пирожки, а всего в прокате ленту брали более 80 миллионов раз.
Забавно, что изначально кинокартина считалась «темной лошадкой». Ее потенциал был настолько недооценен критиками, что в одном из самых популярных киножурналов, в статье про грядущие премьеры года, «Шестое чувство» даже не упомянули.
А началось всё с того, что тогдашний президент студии «Дисней» Дэвид Вогель, не посоветовавшись со своими боссами, но руководствуясь своим чутьем (которое, к слову, его не обмануло), выкупил сценарий у никому неизвестного индуса за 2,25 миллиона, а также позволил Шьямалану самому сесть в кресло режиссера. Начальство было в ярости, узнав об этой сделке. Вогелю предложили другую должность в компании, а когда он отказался — просто уволили.
Двумя годами ранее Брюс Уиллис подписался на съемки в диснеевском проекте Broadway Brawler, но что-то не заладилось. Уиллис, будучи главной звездой и продюсером ленты одновременно, спустя три недели после старта съемок поувольнял большую часть съемочной группы, включая постановщика. В результате «Дисней» был вынужден вообще отказаться от проекта, потеряв в общей сложности более 17 миллионов.
В качестве компенсации за свой буйный нрав Уиллис подписал с киностудией контракт на три фильма, а часть его гонорара должна была покрыть убытки от Broadway Brawler. Первой лентой по контракту стал «Армагеддон», затем «Шестое чувство», а закрыл «отработку» Брюс мелодрамой «Малыш».
Уиллис, разумеется, был звездой будущего фильма, однако роль мальчика Коула, по факту, была не менее важна. Досталась она 10-летнему Хэйли Джоэлу Осменту, уже имевшему огромный для своего возраста опыт работы в кино, в том числе в таких лентах, как «Богус» с Вупи Голдберг и Жераром Депардье и «Форрест Гамп».
Разумеется, на роль мальчишки пробовались и другие сорванцы. К примеру, Майкл Сера («Джуно», «SuperПерцы»), чья популярность пришлась на начало нулевых. Сера вспоминал, что с самого начала не понял своего персонажа, отчего полностью провалил пробы. Вместо того чтобы пустить слезу, он зачем-то пытался излучать оптимизм. На прослушивание также приходил Лиам Эйкен, но мальчик отказался сам, чтобы в начале 2000-х годов сыграть в паре с Томом Хэнксом в «Проклятом пути», а затем составить компанию Джиму Керри в сказке про Лемони Сникета.
Осмента к роли натаскали заранее: его отец Юджин Майкл Осмент, также посвятивший жизнь театру и кино, заставил сына прочитать сценарий от корки до корки. Дважды. Или трижды. Он также убедил юного Хэйли, что фильм — вовсе не ужастик, а драма про трудности в общении.
Шьямалан был настолько восхищен пробами Осмента, что когда мальчуган покинул площадку, признался, что его фильм без Хэйли не имеет никакого смысла. Впрочем, злые языки поговаривали, что роль мальчишка получил потому, что он единственный, кто пришел на пробы в галстуке. Чушь, разумеется.
На роль матери Коула конкурс был, конечно, не такой оживленный. Тем не менее лауреатка Оскара, актриса Мариса Томей («Мой кузен Винни»), проиграла партию своей коллеге Тони Коллетт. Последняя же была одновременно рада и не рада приглашению на съемки фильма «Шестое чувство», так как имела все шансы пробиться на ленту Мартина Скорсезе «Воскрешая мертвецов».
Однако все эти актеры получили свои партии относительно легко, чего не скажешь о Донни Уолберге, родном брате известного голливудского актера Марка Уолберга. Бывший участник популярной мальчиковой группы New Kids on the Block, Донни так хотел стать актером, что ради роли в «Шестом чувстве» похудел на 20 кг. Он впоследствии об этом ничуть не сожалел. В отличие от самого Шьямалана, который хотел «передать привет» родителям-врачам и снял самого себя в образе доктора Хилла. Разочаровавшись затем в собственном исполнении, Шьямалан-режиссер почти полностью вырезал Шьямалана-актера из фильма, уменьшив роль до размеров камео.
Фильм «Шестое чувство» задал в Голливуде своеобразную моду на картины с сюжетом, в концовке которых обязательно присутствует некий умопомрачительный «твист», ставящий всё с ног на голову. Однако все последующие попытки повторить успех ленты Шьямалана, в том числе предпринятые и самим М. Найтом, не имели столь же поразительных результатов.
«Шестое чувство» быстро разобрали на цитаты: сюжет и отдельные фразы из фильма, в том числе знаменитую реплику «I see dead people» («Я вижу мертвых людей») упоминали, в том или ином контексте, во множестве сериалов и телевизионных шоу («Доктор Хаус», «Южный парк», «Шоу Дэвида Леттермана» и многие другие). А известные американские комики, братья Уэянс, несколько раз обыгрывали в пародийном ключе «Шестое чувство» в своем киносериале «Очень страшное кино».