«Рассвет мертвецов» (2004). Бег от зомби — общеукрепляющий?

Реклама
Грандмастер

В эпоху сценарной лени (ходят слухи о кризисе, но это вряд ли) мы привыкли к тому, что каждый третий новый фильм — это либо повторная экранизация, либо сиквел, либо ремейк. А еще мы привыкли, что переделки в большинстве случаев получаются хуже, чем оригинал.

Забавно иль нет, но за основу частенько берутся известные и даже культовые ленты. Нет, чтобы взять плохой фильм и сделать его лучше. Чаще получается обратный эффект: хорошее становится удовлетворительным, а удовлетворительное — отвратительным. Но случаются и откровения.

В 2004 году неизвестный широкой общественности клипмейкер позарился на святое — ремейк классического зомбятника Джорджа А. Ромеро «Рассвет мертвецов» (1978). До тех пор работы мастера зомби-жанра не трогали, а единственная реинкарнация коснулась его дебютной и самой известной ленты «Ночь живых мертвецов», которую с позволения автора раскрасил и подретушировал в 1990-м близкий приятель Ромеро, актер и режиссер

Реклама
Том Савини.

Кто же этот «наглец», осмелившийся спустя четверть века обновить классику жанра? Это Зак Снайдер, режиссер, ставший впоследствии одним из самых ярких визуалистов Голливуда, создатель «Хранителей», «300 спартанцев» и «Человека из стали».

…Когда медсестра Эн вернулась вечером домой после тяжелого трудового дня, она еще не знала, что утром ее привычный мир вместе с любимым парнем, уютными телешоу для полуночников, сексом в душе и милой соседской девочкой на роликах сгинет к чертовой матери. Рассвет принес с собой панику, страх, боль и отчаяние. Опустошенный город окутала вакханалия смерти. В один миг люди превратились в кровожадных, беспощадных и злобных пожирателей плоти.

Реклама

Эн, можно сказать, повезло. Она чудом выбралась из дома, избежав последних объятий с внезапно обезумевшим бойфрендом. Увы, далеко уехать девушке не удалось. В попытке сохранить под собой колеса от посягательств какого-то подлеца в униформе, бедняжка обняла капотом дерево и потеряла сознание. А очнулась уже в компании чернокожего копа, который в таком же замешательстве пытается выжить во всеобщем хаосе.

Реклама

Вместе с полицейским Кеннетом, а также встретившимися им по пути продавцом телевизоров Майклом, Андре и его беременной подружкой Людой, Эн добирается до супермаркета. Магазин, судя по всему, успел закрыть свои двери до того, как произошла массовая вспышка зомби-эпидемии. Внутри остались только охранники, недружелюбные и вооруженные, но все же живые люди, с которыми можно договориться.

Что будет завтра, когда супермаркет окажется в кольце из тысяч голодных мертвецов? Для выживших существует только сегодня, думы о завтрашнем дне стали непозволительной роскошью…

Да, мы будем сравнивать ремейк Снайдера с оригиналом, хотя особой нужды в этом нет. Режиссер-дебютант и не пытался переплюнуть своего учителя, зато множеством отсылок и киноцитат проявил дань уважения к мастеру. Снайдер позаимствовал у

Реклама
фильма ужасов 1978 года не только сюжет, но ключевых актеров, имена персонажей и даже некоторые кадры, умелой рукой вплетенные в современную картинку посредством компьютерных технологий. Само собой, звезды семидесятых здесь задействованы в эпизодических ролях (бравый вояка из телевизора — знаменитый Том Савини собственной персоной, а чернокожий телепроповедник — Кен Фори), что делает ремейк фильма еще более полновесным и продуманным в глазах фанатов Ромеро.

Реклама

Единственное, что Снайдер позволил себе изменить в корне — это скорость. Лента Ромеро длится почти 140 минут, в то время как Снайдер уложился в 101 минуту. Но заставил зомби перемещаться столь стремительно, что у человека на улице практически нет никаких шансов выжить. Ромеро эксплуатировал привычный образ ходячего мертвеца — медлительное, вяло бредущее в неизвестном направлении, существо с заторможенной реакцией. Монстры Снайдера — это настоящие спринтеры, к тому же не растерявшие целиком инстинктов и рефлексов.

Как и предшественник, Снайдер сделал ставку на профессионалов второго эшелона с не примелькавшимися лицами. Исключением из правила можно считать только

Реклама
Винга Реймса, чья фактурная внешность уже радовала нас в «Криминальном чтиве» и шпионском боевике «Миссия: невыполнима».

Впрочем, это не столько традиция, сколько вынужденная мера — ужастики считаются низменным жанром и имеют скромный бюджет, поэтому маститые звезды отказываются участвовать по причине низких гонораров или сомнительной пользы для карьеры. Хотя большинство нынешних суперзвезд, в том числе ДиКаприо, Депп и прочие, начинали именно с хорроров.

Вот и Сара Полли, исполнительница роли Эн, в 2008-м была номинирована на Оскара, правда, не за актерские, а писательские труды (сценарий к драме «Вдали от нее»). А Тай Бурелл, сыгравший у Снайдера мерзопакостного мажора Стива, нынче блистает в комедийном сериале «Американская семейка».

Реклама

Но главное, что Снайдеру удалось не хуже, а местами даже лучше — это передать атмосферу, почувствовать сиюминутность, отобразить весь ужас альтернативной реальности. Короткий монтаж, клиповая манера съемки, быстрые манипуляции с крупными и панорамными планами позволяют зрителю оценить масштабы трагедии в целом и посочувствовать каждому герою в отдельности.

Реклама

При этом авторы не страдают модной болезнью и не стремятся подвести под страдания персонажей некий эпический пафос — мол, мы умрем, но найдем способ избавить человечество от этой заразы. Здесь каждый сам за себя, и только Бог против всех. Несмотря на то что мир рухнул, люди продолжают делиться на тех, кому не все равно, и кому наплевать. На тех, кто бежит впереди, заслоняясь телами товарищей, и кто прикрывает тылы. На тех, кто готов пожертвовать собой ради спасения группы, и тех, кто живет по принципу курятника — заклевать ближнего и насрать на нижнего.

Как обычно, мы ничего не узнаем и о том, что именно вызвало всемирный зомби-апокалипсис. Перед нами вырванная страница из чьего-то дневника, кусок потерянной пленки, описывающие месяц из жизни случайных людей, столкнувшихся с необходимостью выжить любой ценой во внезапно обезумевшем от боли и страха мире.

Это-то и отличает классику жанра от пустотелых блокбастеров по типу «Войны миров Z», потому как, прежде чем ответить на вопрос «кто виноват?», нужно разобраться с вопросом «что делать?».

Реклама