Будем о хорошем советском кино, где преступники еще умели изъясняться на великом могучем языке и периодически испытывали угрызения совести.
На повестке дня две картины. Начнем с более тяжеловесной как в плане хронометража, так и в плане проработки характеров.
Речь пойдет об очередной экранизации творчества Аркадия и Георгия Вайнеров, ленте Александра Муратова «Гонки по вертикали». В основу этого трехсерийного телевизионного фильма лег одноименный роман писателей, выпущенный в 1974 году. Книга снова повествует о похождениях следователя Стаса Тихонова и формально является продолжением предыдущего романа «Визит к минотавру».
Сердцу не прикажешь, и с экранизациями Вайнеров получилась вот какая забавная штука. Судите сами, первая книга про Тихонова («Ощупью в полдень») была написана еще в 1969-м. «Визит к минотавру» был опубликован в 1972 году, затем два года спустя вышли в свет «Гонки по вертикали», и только в 1980-м был написан роман «Город принял».
Киношники вывернули все наизнанку. В 1979-м выходит на экраны «Город принял», где Тихонова играет Михаил Чигарев. «Визит к минотавру» с участием Сергея Шакурова — в 1987-м, а «Гонки» — между ними, в 1982-м. Другими словами, безо всякой логики и задом наперед, хотя, скажем честно, и сами романы напрямую меж собой не связаны, а лишь крутятся вокруг одного и того же героя.
Кто же сыграл бескомпромиссного советского сыщика в мини-сериале Муратова? Вы будете удивлены, но актер, коему никак нельзя приписать мужественные черты. Всеми любимый Андрей Мягков, коему после «Иронии судьбы» и «Служебного романа» играть следователя — как Шварценеггеру воспитателя в детском саду. Ну, вы поняли. Впрочем, Мягков на тот момент успел приобрести небольшой опыт в криминальном жанре, но в народе уже серьезно не воспринимался. Как это ни печально.
Роскомнадзор: сайт нарушает закон РФ
«Гонки по вертикали» — это типичный советский детектив, где рассуждения занимают примерно 85% времени, тогда как на «экшн» отведено до обидного мало. А начинается все совсем рутинно: в руки Тихонова и его помощника Саши Савельева попадает старинная награда, орден Андрея Первозванного, обнаруженный в чемодане известного вора Дедушкина по кличке Батон (Валентин Гафт). Дедушкин попросту стырил означенный саквояж у своего попутчика-иностранца, не удосужившись тщательно проверить содержимое. Точнее, не успев, ибо взяли его на горячем.
У Батона с Тихоновым и его начальником Владимиром Шараповым (да-да, тем самым, что с Глебом Жегловым) старые счеты: следователь уже имел честь сажать его на пятилетку. Но Батон — калач тертый, вышел и, не имея желания трудиться за зарплату, принялся за старое.
Правда, в этот раз пришить ему дело не удается, улик маловато, да и жуликоватый иностранец, скупивший антиквариат, не спешит бежать в милицию с заявлением. Собственно, весь фильм Тихонов пытается: а) найти истинного владельца ордена; б) обустроить свою личную жизнь; и в) утихомирить Батона, который пустился во все тяжкие и теперь готов уже не только мелочь по карманам тырить, но и пойти на убийство. Лишь бы не в тюрьму.
В целом, мини-сериал имеет нынче лишь ностальгический эффект, ибо всерьез воспринимать Мягкова-Тихонова, обхаживающего свидетелей в старом плащике и с дипломатом — трудно. Авторам следовало значительно сжать формат экранизации, но в СССР проблем с бюджетированием идеологически правильных картин не было, а «Гонки по вертикали» довольно дотошно втюхивают мысль о том, что воровать плохо и любой, кто закон преступит, рано или поздно, сядет. В формате обычного художественного фильма мы бы потеряли много ценных мыслей о морали и идеологии советского сыска, но приобрели бы динамику.
У Муратова этот фильм — фактически, последний из тех, что можно смотреть. А Мягков после этого продолжил экспериментировать с типажами, в том числе у Рязанова в «Жестоком романсе». Без особого успеха, как известно.
Если «Гонки по вертикали» — этакий камерный детектив с перекладыванием бумажек, допросами и множественными лирическими отступлениями, то картина Валерия Родченко по сценарию Эдгара Дубровского «Два долгих гудка в тумане» (1980) — это полноценный триллер в лучших традициях
Сюжет фильма стартует с того места, когда небольшой инкассаторский самолет-амфибия совершает вынужденную посадку в одном из районов Крайнего Севера. Пока неудачливые перевозчики денег пытались устранить неполадку, налетел шторм и самолетик вместе с деньгами унесло по волнам. И нашли его не хозяева, а таинственный рыбачок-браконьер, который денежки прикарманил, судно летательное сжег, а случайного свидетеля, геолога — убил.
Тем временем на носу зима и большинство возвращается в лоно цивилизации. Теплоход собирает последних пассажиров, в числе которых парочка культмассовых работников, писатель-журналист с любовницей, да беспаспортный гражданин, чей пиджак вместе с деньгами и документами то ли уплыл, то ли сам ушел за долги. Все они надеются по-быстрому сделать ноги из малогостеприимного региона, однако судьба распорядилась иначе.
Не успел теплоход далеко отплыть, как попал в полосу густого тумана. Тем временем на борту появились новенькие — начальник убитого геолога и жена, безуспешно разыскивающие коллегу и мужа, а также охотник Чиж, который сопровождал несчастного в той злополучной поездке. Его экипаж теплохода подобрал с каменного острова, где бедняга остался после исчезновения напарника.
Понятно, что кто-то на борту теплохода и есть тот самый убийца, спешащий на материк с большим кушем. После того как таинственный злодей устраняет еще одного ненужного свидетеля, расследование берет на себя капитан Калашников (Николай Гринько). Под подозрением все пассажиры, ведь у каждого отсутствует мотив, улик нет, зато труп имеется.
Так и есть, почти что «Десять негритят», только вместо старинного замка и аристократической тусовки — моряки, офицеры и кучка гражданских.
Неплохой актерский состав: в частности, писателя сыграл Александр Пороховщиков, а в ролях работников культуры замечены Виктор Проскурин и Андрей Толубеев.
Забавно, что совершенно случайно оба фильма, обсуждаемые в данной статье, связаны меж собой второстепенными ролями актрисы Елены Капицы, которая вообще снялась всего в 11 кинолентах.
Главное, что отличает «Два долгих гудка в тумане» от большинства советских детективов в стиле «Следствие ведут знатоки» — это неожиданный финал. Признаюсь, я до последнего момента не мог вычислить настоящего злодея, а подозрение в ходе фильма падало то на одного, то на другого.
У режиссера этой ленты Валерия Родченко карьера не сложилась: всего пять работ, из которых можно вспомнить еще детский фильм «Приключения Карика и Вали». А вот сценарист Эдгар Дубровский оставил в советском кинематографе заметный след. Его перу принадлежат сценарии таких известных отечественных шлягеров, как «Приключения принца Флоризеля» и «Холодное лето пятьдесят третьего».
Будем надеяться, это не последний раз, когда мы говорим о классических советских детективах. Оставайтесь на линии.