Кто-то зарылся по уши в бесконечные сиквелы, приквелы, спин-оффы. Другим не дают покоя чужие наработки, которые тиражируются, локализуются, штампуются до одури, пока самим не надоест. Третьи изобретают свое, авторское кино, в лучшем случае попадая пальцем в небо, в худшем — снимая в стол. Палочкой-выручалочкой на этом безрадостном фоне можно считать литературную классику, обращаться к которой вновь и вновь совсем не зазорно. Для того и писалось, чтобы помнили. Другое дело, что каждый кинодеятель так и норовит привнести в экранизацию частичку себя любимого. И чем дальше, тем этой отсебятины все больше и больше. Что иногда приводит к результатам блестящим, вроде «Ромео и Джульетты», но чаще — к плачевным, где встречаем яркий пример бездарного переосмысления классической сказки — фэнтезийную эпическую ерунду под названием «Белоснежка и охотник».
…В одном тридевятом королевстве жили-поживали королева-мать и король-отец. Забеременев, королева в раннем приступе родильной горячки изъявила желание лицезреть зимний сад, где по неосторожности ткнула фалангой в розовый шип. Инцидент закончился заражением крови и рождением девочки, которую по случаю нарекли не Колкорозой и не Каплекровкой, а Белоснежкой, ибо так симпатичнее.
Пока девочка росла, матушка чахла, чахла и зачахла, оставив короля в горести и тоске. Тут-то враги и зашевелились, почуяв слабину в королевстве. Но монарх с дружиною, в печали али в радости от возможности сменить обстановку, разбили войско вражеское, стеклянное. И пленницу чумазую высвободили. Только та замарашка оказалась ведьмой коварною. Сосватав в один день за себя самодержца, панночка в первую брачную ночь всадила мужу нож по самую рукоять и возложила на себя полномочия. Белоснежку же, до поры до времени, сослали в башню темную, ибо не ровен час, понадобятся ее клетки стволовые.
Прошло… цать лет. Королева, дабы поддержать тонус свой царственный и морщины изгладить, высосала кровь из всех девственниц в радиусе ста километров. И не успела опомниться, как «свет мой зеркальце» заявляет нагло, что, мол, поезд ушел, девочка созрела и теперь она уже не всех прекрасней и милей, а лишь вторая на пьедестале после сиротки в темнице.
Разгневалась королевишна, вызвала к ноге брата своего белобрысого и приказала ему привести к ней Белоснежку, чтобы вырвать девке сердце и обрести красоту бессмертную. Но затворница не торопится стать жертвой и бежит без оглядки в Черный лес, где мухоморы растут глючные и силе ее мачехи неподвластные. Только бравый вдовствующий охотник вхож в эти дремучие места. Ему приказано в обмен на обман отыскать Белоснежку и желательно за волосы приволочь к подножию трона. Но охотник оказался не только нрава буйного, но и вороной влюбчивой. Подружился он, зараза, с Белоснежкой и пообещал ей отомстить за папеньку и засохшее от злобы королевство…
Феерически тоскливое зрелище. В череде последних сказочных экранизаций «Белоснежка и охотник» режиссера-дебютанта Руперта Сандерса занимает первое место с конца. Мы ругали «Алису в стране чудес» за сырое 3D и эпатаж, критиковали «Красную шапочку» за неуместные постельные мотивы и отчитывали Тарсема Синха за то, что он превратил «Белоснежку и месть гномов» в ироничный стеб. Все эти киноленты, без сомнения, не идеальны и могли быть лучше, в то время как бестолковый и скучный опус Сандерса могло спасти только одно — отказ от съемочного процесса в принципе. Однако кто же в здравом уме откажется от освоения поистине гигантского даже по нынешним меркам бюджета объемом в 170 млн. долларов? Именно во столько обошлось авторам издевательство над бессмертным произведением братьев Гримм.
Самое смешное, что львиной долей своих сборов «Белоснежка и охотник» обязана не вечно депрессивной, но модной физиономии Кристен Стюарт, и не купающейся в молоке Шарлиз Терон, и даже не брутальному охотнику Крису Хемсворту, а мастерству маркетологов киностудии «Двадцатый век Фокс». Только благодаря шикарному трейлеру, обещавшему ратные подвиги, любовь на все времена и дивный сказочный мир, в первый же уик-энд лента заграбастала на родине полсотни миллионов. Прибавим к этому достойную работу костюмеров, художников, гримеров и специалистов по визуальным спецэффектам — все они потрудились на славу, о чем свидетельствует две номинации на Оскара (костюмы Шарлиз Терон и бестиарий фильма — тролли, феи на кроликах и обрезанные до гномов британский звезды Ник Фрост, Иэн МакШейн, Боб Хоскинс и Рэй Уинстон). По этой же причине фильм еще как-то смотрится на большом экране и теряет все вышеперечисленные достоинства при домашнем просмотре.
Поначалу «Белоснежка и охотник» казалась мне легкой мишенью для уколов, но не все так однозначно. Возьмем, к примеру, Шарлиз Терон, которая совершенно не зря отказалась ради роли злой королевишны от участия в потенциальном оскаровском лауреате «Дж. Эдгар» Клинта Иствуда. То ли чувствовала, что в этот раз Иствуда награды минуют, то ли актрисе хотелось пощеголять в безумно красивых нарядах. А почему бы и нет, когда за это еще и платят столь же сумасшедшие деньги. Отдадим должное Шарлиз, она единственный луч света в этом темном царстве, хотя по логике сюжета все должно быть наоборот. Что бы там ни болтало глупое зеркало, Кристен Стюарт по сравнению со своей киношной мачехой смотрится как пятно на Солнце.
Забавно, что за роль Белоснежки боролись сразу несколько старлеток, в том числе и Лили Коллинз, которая впоследствии вполне устроила конкурирующую фирму в лице Тарсема Синха. И Коллинз, опять же, куда лучше вписалась в этот образ в ленте «Белоснежка и месть гномов», так что Стюарт с ее вечно кислой миной умудрилась дважды покурить в сторонке. Но что поделаешь, после «Сумерек» ее стараются впихнуть в любой мало-мальски схожий по стилю проект, дабы привлечь к экранам тоскующих по окончанию саги фанатов. Кто бы подсказал Кристен, что эти лыжи, если их не смазывать, долго не прокатят. Разочаровал и Крис Хемсворт. Актер продолжает усердно играть в Тора, и режиссеры этим нескромно пользуются.
Пес с ними, актеры в сказке всегда отдыхали, по жанру положено. Ведь не зря же огромные средства были вбуханы на реализацию фэнтезийного мира. Оказалось, зря. Не спорю, красиво, но почему так бессмысленно? Зачем эти тролли, никоим образом не связанные с сюжетом? Куда приткнуть странных голых человечков, по замыслу создателей изображающих фей? Почему все батальные сцены фильма, продолжительность коих не превышает и 10 минут (а сама лента длится два с лишним часа!), выглядят так паршиво и куцо? На кой черт превращать главную героиню в Жанну Д’Арк, организующую народное ополчение? Я уже не говорю о том, что семь гномов (их, правда, то восемь, то шесть) в этом варианте истории — самое слабое звено. Полфильма без них обходились, обошлись бы и дальше, но раз оригинал предполагает и гномов, и отравленное яблоко, и три капельки крови, то все эти элементы в ленте имеются. Пришитые грубыми белыми нитками.
Вам еще нужно резюме? Два часа зря потраченного времени. По отдельности все эти детали можно было бы стерпеть, но связанные воедино они превращаются в тягомотное действо, над которым начинаешь глумиться просто от скуки. И снова риторический вопрос: когда дорогой проект со звездами и большим кассовым потенциалом доверяют совершенно безрукому режиссеришке — это злой рок или Сандерс выступил в роли зицпредседателя Фунта? Тогда вопрос вдогонку: кто пойдет на обещанный сиквел под его же «чутким руководством»?