А уж вера в бабушек, обладающих даром не только снимать порчу и наговоры, но и одним мановением скрюченного пальца их накладывать, у нашего народа с годами только крепнет. Рубль так не крепнет, как эта вера.
Американский режиссер Сэм Рэйми всем киноманам известен как постановщик культового малобюджетного хоррора «Зловещие мертвецы» (1981). Симпатичное кино с харизматичным Брюсом Кэмпбеллом является одним из самых удачных и прибыльных дебютов за всю новейшую историю Голливуда. И Рэйми не преминул воспользоваться плодами своего триумфа, шестью годами позже сняв продолжение «Зловещие мертвецы 2».
И всё! С тех пор постановщик даже близко не подходил к ужастикам (третья часть «Мертвецов» не в счет, ибо больше смахивает на пародию), принципиально предпочитая работать в других жанрах. Он снимал
Свое возвращение в хоррор Рэйми формально отметил в 2004-м, когда после четырех лет работы на телевидении, где он руководил фэнтезийными сериалами про Зену и Геракла, взялся продюсировать одноименный ремейк японского хита «Проклятие» Такаши Шимицу. Картина имела оглушительный успех в Штатах, что подстегнуло Рэйми на дальнейшие подвиги.
Всю вторую половину нулевых, параллельно пыхтя над сиквелами «Человека-паука», он вкладывал деньги в жутики («Проклятие 2», «Посланники», «Бугимэн»), пока, наконец, не решился вернуться в режиссерское кресло. Результатом его труда стал мистический триллер «Затащи меня в Ад» (2009), заработавший в мировом кинопрокате 90 с лишним миллионов долларов.
…У молодой и красивой сотрудницы банка Кристин Браун (Элисон Ломан) всё на мази. Непыльная работа, на которой ей светит повышение, богатый и перспективный жених и прочие радужные перспективы по жизни. Правда, в этой бочке меда ложечка дегтя все же имеется.
К примеру, родители ее бойфренда Клэя (Джастин Лонг) — обеспеченные снобы из Санта-Барбары, мечтающие о более выгодной партии для своего сына-юриста. А еще на работе появился новый менеджер Стью, который также метит на заветную должность, в связи с чем активно лижет задницу боссу и вставляет Кристин палки в колеса. Но повышение Кристин необходимо, ведь только так она сможет произвести впечатление на будущую свекровь.
Вот почему, когда в офис банка приходит одинокая и старая цыганка Сильвия Гануш, Кристин, пару минут посомневавшись, отказывает ей в отсрочке на ипотечный кредит. Как ни умоляла старушка, как ни бросалась на колени и ни целовала подол юбки, воля и решимость банковского клерка остались непоколебимы.
Но старушенция оказалась обидчивой, да к тому же ведьмой. В тот же вечер Гануш подстерегла Кристин на подземной парковке и после непродолжительной потасовки завладела ее пуговицей. Нашептав на пуговичку злобные слова на непереводимом диалекте, цыганка вернула вещь обидчице и слиняла.
Казалось бы, инцидент исчерпан. Разбитая губа и подпорченный предмет гардероба не в счет. Но уже ночью цыганское проклятье начинает действовать: в ушах Кристин звучат зловещие голоса, а дом наполняется скрипами и шорохами.
Местный индус-экстрасенс подтверждает: на девушку наложили очень сильный заговор, по которому ужасный рогатый козел из преисподней будет терзать и мучить ее три дня, а по истечении 72 часов заберет ее душу в Ад. Срок, прямо скажем, небольшой, и Кристин начинает суетиться, ибо молодой и красивой помирать не хочется…
Несмотря на то что «Затащи меня в Ад» — проект оригинальный, не ремейк и не экранизация, фильм Рэйми отчетливо напоминает многие хорроры, виденные нами ранее. И уже упомянутое «Проклятие», и «Худеющего» по Стивену Кингу, и целый сонм других жутиков, включая тех же «Зловещих мертвецов» и «Полтергейст» Тоуба Хупера. Другими словами, режиссер остался верен себе, щедро рассыпав по ленте множественные цитаты на классику жанра, но при этом создав принципиально свое кино.
Сборы сборами, тем более что в самой Америке выручка картины лишь незначительно превысила затраты, но полностью окупилась лента уже в мировом прокате. Приятно, что Рэйми не стал заигрывать с модной технологией псевдодокументалистики, отказавшись от идеи снять фильм трясущейся камерой с малоизвестными лицами. Он пригласил вполне состоявшихся исполнителей, использовал дорогие спецэффекты и не поскупился на проработку характеров.
Притом что как раз его фильм действительно основан на реальных событиях, а не прикрывается этой смехотворной припиской из рекламно-маркетинговых соображений. К чести авторов, они нигде в титрах об этом не кричат, предоставляя зрителю самому решать, верит он в подобные страсти-мордасти или нет.
Надо понимать, что кино, как и любой другой вид искусства, требует некоторой подготовки. В случае с фильмом Рэйми вина обоюдная: сам режиссер не сумел до конца подобрать нужные визуальные средства, а зритель ждал чего-то другого. Коса нашла на камень, вылившись в крайне противоречивые отзывы, от резко ругательных до восторженных.
Первые обвиняли режиссера во вторичности, натурализме и тривиальности сюжета (напомню, что сценарий «Затащи меня в Ад» был написан братьями Рэйми еще в начале девяностых). Вторые оценили фирменный стиль, подачу материала и неприкрытый стеб над штампами жанра, вроде сеанса у медиума. Что и говорить, в том памятном эпизоде авторам пришлось использовать механизированную куклу козла, ибо настоящее животное, первоначально приведенное на съемки, всех веселило и мешало съемочному процессу.
Получилось и страшно, и смешно, и местами отвратительно (сцена с беззубой ведьмой, обсасывающей несчастную банковскую служащую, вам точно запомнится), но цельно и вполне в стиле Рэйми. Кто видел его предыдущие ужастики и триллеры, оценит.
Одобряем и подбор актеров на главные роли. Элисон Ломан (хитрая девочка из криминальной ленты Ридли Скотта «Великолепная афера») отлично вписывается в типаж. Нет в ней привычной шаблонной глупости персонажей ужастиков, которые вечно лезут в бутылку. Девушка практична в своих поступках и борется за собственную жизнь, при этом сохраняя лицо. Она, конечно, сама виновата в своих злоключениях, но и проклятья просто так не накладываются.
Остальные герои здесь на подтанцовке: и более-менее известный Джастин Лонг (актер уже успел наработать опыт в ужастиках, снявшись в начале карьеры в дилогии «Джиперс Криперс»), и Дэвид Пэймер («Телевикторина»). Круче всех, само собой, зажигает
Все-таки Рэйми молодец, что вернулся к истокам, пускай и не так эффектно, как ожидалось. В отличие от своих коллег по цеху, среди коих немало бракоделов, штампующих пустышки исключительно выгоды ради, Рэйми уже давно состоялся и как режиссер, и как продюсер. А посему имеет возможность не гнаться за сиюминутной прибылью.