Только вот в названии авторы с эпичностью перегнули. Ночка у героев ленты и впрямь выдалась дикая, но не настолько. Просто у каждого свои критерии ада.
Сюжет о том, как городские яппи ищут и находят на пятую точку приключений — избит и популярен. Вспомним хотя бы шикарный триллер Джона Бурмена «Избавление» или аналогичный, более современный, вариант Кертиса Хэнсона «Дикая река». Опять же можно приписать в эту категорию «Соломенных псов» и даже английский кошмар «Райское озеро». Везде, так или иначе, цивилизованные граждане сталкиваются с изнанкой комфортной реальности, будь то воинствующие гопники, сельские реднеки или обычные уголовники. Тем, собственно, сюжет и интересен зрителю, что привыкшая идентифицировать себя с героями аудитория автоматически становится на место жертвы и вместе с ней преодолевает свои страхи по отношению к бытовому злу, что подстерегает нас за пределами уютных кондоминиумов.
…Три закадычных приятеля, Фрэнк, Майк и Рэй, решают провести субботний вечер в чисто мужской компании за чисто мужским занятием — посмотреть боксерский поединок. По такому случаю пижонистый Рэй арендует фешенебельный минивэн со спутниковой тарелкой, кожаными сидениями и выпивкой в баре, Майк захватывает с собой хорошее настроение, а Фрэнк — младшего брата Джонни. Последний, хоть и хулиган, но свой в доску. Упакованные и готовые к отрыву, друзья рвут когти в центр, где уже праздник в самом разгаре, а на арене идут разогревочные бои.
Однако парни малость не подрассчитали и столкнулись с мощным препятствием на пути к мальчишнику — многокилометровой пробкой. Недолго думая, Рэй дает обратный ход и съезжает с магистрали, намереваясь объехать затор по темным закоулкам неблагополучного района. Невзирая на мрачный пейзаж неосвещенных улиц, заваленных мусором, товарищи радостно общаются с местными бомжами и жмут педали в сторону заветного объезда. До тех пор, пока под колеса их фургона не сваливается полумертвый гопник с дыркой в боку и пачкой денег в кармане. А вскоре на горизонте появляется и хозяин сего имущества — местный криминальный авторитет Фэллон.
Фэллон без проволочек казнит проворовавшегося работника, тем самым утверждая наших любителей бокса в статусе ненужных свидетелей. Которые, как известно, долго не живут. Однако парни вовсе не стремятся закончить жизнь в подворотне, а посему помещают задницу в руки и шустро драпают в темноту. Начинается погоня ценою в жизнь, где обе стороны не намерены сдаваться без боя…
Режиссер Стивен Хопкинс — еще один представитель американского жанрового кино, с именем которого связано несколько более-менее известных деяний. Начинал он в конце 80-х с триллера «Опасная игра», а затем влился в штат создателей культового сериала ужасов «Байки из склепа». Однако массовому зрителю Хопкинс знаком, прежде всего, как автор одной из частей хоррор-франшизы «Кошмар на улице Вязов», а также сиквела фантастического боевика «Хищник 2». Собственно, «Ночь страшного суда» и стала его следующим проектом после «Хищника», что вполне отчетливо слышно по музыке. В обоих случаях саундтрек сочинял композитор Алан Сильвестри, поэтому в отдельных эпизодах мелодии настолько схожи, что только и ждешь, что сейчас из-за угла появится Дэнни Гловер в сопровождении зубастой твари из космоса. Сильвестри — минус за лень, но зато фильму такой бодрый ритм только в плюс.
Увы, этим вторичность ленты не исчерпывается. В отличие от вышеупомянутых «Избавления» и «Соломенных псов», лента Хопкинса ожидаемо утвердилась в жанре приключенческого триллера, но не криминальной драмы с явным социальным подтекстом. Плевать на скрытые мотивы и проработку характеров. Чихать на логику. Герои фильма убегают и догоняют, инстинктивно упираясь в главный недостаток всего голливудского мейнстрима — счастливый конец. Никаких угрызений совести по поводу содеянного, никаких терзаний и душевных метаний. Добро с кулаками выполняет грязную работу, не заботясь о последствиях.
Очевидно, что авторы и не стремятся выйти за рамки дозволенного, обходясь простыми истинами и готовыми шаблонами. В черно-белом мире жить проще, а иные поступки и вовсе объяснять не надо. Хотя вопросов за время просмотра лично у меня накопилось. Например, как, черт побери, бандитам удается выслеживать своих жертв? Они ведь не финалисты «Битвы экстрасенсов», не следопыты из числа могикан. Почему четыре парня не могут ночью затеряться в глухом районе, где, судя по экстерьеру, можно спрятать что угодно и в любом количестве?
Возможно, не угадай Хопкинс с выбором актеров на главные роли, его фильм и вовсе бы затерялся среди прочих. Но тут ему улыбнулась удача. Начнем с «белых», которые начинают и выигрывают. Здесь мнения разделились, но мне больше всего импонирует персонаж Майка в исполнении афроамериканца Кьюбы Гудинга мл. Самый жизнерадостный член компании в процессе погони трансформируется в хладнокровного убийцу, лучшим образом характеризуя принцип «загнанная в угол мышь рвет кота, как Тузик грелку». «Ночь страшного суда» стала для актера своеобразным трамплином: спустя три года он блестяще утвердился на Олимпе, получив Оскара за лучшую мужскую роль второго плана в спортивной мелодраме «Джерри Магуайер».
Ничуть не хуже справился со своей партией и Джереми Пивен. Преимущественно комедийный талант Пивена, знакомый нам по сериалу «Грейс в огне» и романтической ленте «Интуиция», здесь не пригодился. Его Рэй — типичный городской пижон, человек, который даже в минуту смертельной опасности думает не о спасении жизни, а о порванном пиджаке за 500 баксов. Собственно, сцена «торгов» на крыше с его участием — самый яркий и запоминающийся эпизод фильма. Неплохо выглядит и совсем юный, но уже опытный Стивен Дорфф (на момент выхода картины в прокат ему только стукнуло 20 лет), в коем трудно разглядеть будущего инфернального злодея из культового «Блейда».
Прокол у создателей вышел с главным персонажем, роль которого досталась
Что касается плохих парней, то, несмотря на крайне неубедительную мотивацию, выглядят они достойно. Питер Грин, талантливый, но мало привлекаемый к серьезным ролям актер («Криминальное чтиво», «Маска»), имеет столь характерную внешность, что вечно вынужден играть мерзавцев. А в жизни, небось, милый и симпатичный человек, окончивший, между прочим, театральную школу Ли Страсберга. Но даже ему в этой ленте трудно тягаться с
В целом, фильм смотрится неплохо и местами даже увлекательно, но все портит неправдоподобный финал, шитый белыми нитками.