Будучи слугой двух господ, Д’Амато не сумел достичь в каждом жанре недосягаемых высот, на протяжении всей своей карьеры являясь хорошим подражателем и умелым ремесленником, но не более. Дотянуться до эстетического мастерства Тинто Брасса ему не давало желание привнести в свои истории некий «глубокий смысл», от которого Брасс отказался уже давненько, сконцентрировавшись на познаниях иного рода. В то же время с точки зрения фильмов ужасов и триллеров постановкам Д’Амато явно не доставало визуальной экспрессии и интригующих сюжетов. Посему среди признанных столпов жанра, таких как Лючио Фульчи, Марио и Ламберто Бава и Дарио Ардженто, кошмарики Д’Амато никогда не котировались.
… Цивилизация с каждым годом откусывает всё новые куски девственной природы. На безымянном тропическом острове очередная корпорация, попирая интересы местных жителей, строит «необходимую им» электростанцию. Жители, привыкшие ложиться спать, как только выключат Солнце, а вставать с первым петушиным ором, отнеслись к этой затее, мягко говоря, недружелюбно. Будучи уже не дикими, но еще плохо организованными, они, вместо того, чтобы выйти на баррикады или постучать касками по местным рытвинам (асфальт в тех местах как-то не прижился), решают отстоять своё мнение иным способом.
Во главе «революционного» движения стоит симпатичный усатый негр и его подружка с характерным для местного населения именем Папайя. Девушка красивая, страстная, чувственная и из тех, которым палец в рот не клади. Ну, или не палец, если вы понимаете, о чем я. Потому как горячая южная женщина является приманкой для доверчивых иностранцев, которые готовы идти за ней на край земли, в то время как Папайя лишь желает им быстрой и зачастую мучительной смерти.
Главный инженер проекта Винсент (Морис Поли), вместе со своей знакомой журналисткой Сарой (Сирпа Лейн) находятся в кратковременном отпуске, поэтому решают прокатиться по окрестностям. Так сказать, ознакомиться с бытом селян и обычаями аборигенов. Оба в курсе, что за последние несколько дней пропали два инженера, работавшие в подчинении у Винсента. Одного так и не нашли (его судьба известна зрителю по первым кадрам фильма), второго же обнаружили, но уже мертвым. Тем не менее, наши искатели приключений на пятую точку, с гостеприимного приглашения коварной Папайи, собираются посетить праздник Камня — некий сабантуй, связанный с местными культурными и религиозными обычаями и, как правило, сопровождаемый человеческими жертвоприношениями.
Само собой, прогулка заканчивается плохо. Очарованный Папайей Винсент совсем теряет чувство бдительности, а его подружка Сара попадает в руки озлобленных на капиталистических эксплуататоров негров…
Так стройно описать сюжет фильма, можно только досмотрев его до конца, ибо вплоть до середины этого кошмарного со всех точек зрения опуса вообще с трудом понятно «ху из ху» и почему эти люди поступают именно так, а не иначе. Если бы не периодические эротические вставки с участием Сирпы Лейн и Мелиссы Кименти (Папайя), то даже заявленные 80 минут картины могут показаться вечностью. В особо провисающих моментах сюжета, я был вынужден ускорять воспроизведение, чтобы не поникнуть головой в крепком сне.
Я пока плохо знаком с творчеством Д’Амато, но точно могу утверждать — этот фильм явно его вершиной не является. Складывается впечатление, что картина снималась без сценария вообще (хотя в титрах значатся две фамилии авторов текста), в лучших традициях Болливуда, по которым наличие каких-либо рукописных записей на съемочной площадке считается моветоном. Внешний каркас сюжета вроде присутствует, но внутри него персонажи передвигаются по законам Броуновского движения — хаотично и бесцельно, периодически сталкиваясь друг с другом, чтобы выпалить пару — тройку пустых и банальных фраз.
Если рассматривать детективную составляющую «Папайи», то здесь Д’Амато провалился полностью. Поначалу в картине присутствует хоть какая-то интрига: загадочная роковая женщина, необъяснимые и жестокие убийства. Но вскоре создатели сбиваются в лихорадочный бред, связывая детектив с каким-то повстанческим движением, состоящим из нескольких мрачного вида темнокожих парней, которые крадут чертежи и убивают инженеров, чтобы затормозить строительство ненавистной им электростанции. Особенно забавно слышать детский лепет их главаря о том, как он любит родину-мать, не хочет ничего менять и не видит других способов доказать свою правоту. Данная его беседа с журналисткой Сарой (которая позже станет его любовницей и помощницей Папайи в завлечении тупоголовых иностранцев в ловушку) происходит на фоне убогих лачуг, развороченных рытвинами типа-дорог и прочих достопримечательностей «счастливых» островитян.
Ладно, Бог с ним с детективом. Что там с излюбленной тематикой режиссера, то бишь с ужасами? Та же байда. Если не считать начального эпизода с откусыванием мужского достоинства (при съемках сцены ни одна сарделька не пострадала) и прогулки главных героев по пустынным и тревожным улицам деревни, то и вспомнить-то нечего. Мне на руки попалась версия с немецкой озвучкой, так деловитые бюргеры перевели название как «Папайя — Богиня любви каннибалов». Я так понимаю, данный заголовок появился после просмотра первых трех минут ленты, ибо к остальной части фильма он не имеет ровным счетом никакого отношения.
Больше всего внимания Д’Амато, конечно же, уделил эротике. Но и здесь мастер порадовать особо не смог, удивить тем более. С позиции дней сегодняшних эти робкие лесбийские поцелуи и скованные донельзя ласки смотрятся анахронизмом. Рука автора как-то неуверенно мечется между откровенной топорностью и очевидным клипмейкерством. Симпатичные главные актрисы то немудрено расхаживают в неглиже, всем своим видом демонстрируя неприхотливость к погоде и моральным устоям, то извиваются в любовных игрищах на пляже, что уже напоминает не кино, а эротические клипы Пентхауса или Плейбоя.
Резюме. Ни рыба, ни мясо. Для детектива — скучно, для ужасов — смехотворно, для эротики — местами вульгарно, местами слишком непрофессионально. Смотреть сие убожество я, понятное дело, никому не рекомендую, благо я уже потратил 80 минут своей драгоценной жизни на это барахло. Не повторяйте моих ошибок.