Несмотря на то, что и «долларовая трилогия», и режиссерские работы Иствуда уже прочно вошли в состав классических лент мирового кинематографа, сами американцы признаются, что для них Иствуд навсегда останется Грязным Гарри, персонажем пяти картин, снятых разными режиссерами в период с 1971 по 1988 годы. Единственной лентой, к постановке которой приложил руку сам Иствуд, является картина «Внезапный удар» 1983 года, четвертая часть этой серии, о которой и пойдет речь в данной статье.
…Ничто не вечно под луной. За исключением строптивого нрава Гарри Кэллахана, детектива отдела убийств Сан-Франциско, который предпочитает сначала стрелять, а потом слово молвить. Кэллахан, он же «Грязный Гарри», получил свое прозвище не из-за того, что он не любит принимать душ, а благодаря своему, весьма жестокому, но в то же время чрезвычайно эффективному способу борьбы с преступностью. Если отечественный сыщик Глеб Жеглов утверждал, что «вор должен сидеть в тюрьме», то Гарри с криминальными элементами церемонится еще меньше, без лишних диалогов отправляя их к праотцам.
Само собой, столь вызывающее поведение не радует полицейское начальство, тем более что сам Кэллахан в гробу видел все регламенты и предписания. Поэтому, когда от рук Гарри гибнет очередной подонок, его начальник, лейтенант Доннелли, решает отправить несговорчивого сотрудника во внеочередной отпуск.
Наш герой обязан подчиниться приказу, но, как всегда, по-своему. Он отправляется в маленький городок, куда ведут следы странного убийства, смахивающего на вендетту. Чутье не обманывает копа. Молодая художница Дженнифер мстит группе отъявленных мерзавцев, несколько лет назад жестоко изнасиловавших ее и младшую сестру Элизабет, после чего последняя впала в психическую кому. Девушка делает всего два выстрела — один в пах, один в голову, сводя счеты со всеми насильниками поочередно. Однако мерзавцы, учуяв запах приближающегося возмездия, решили перейти в нападение, и теперь у неуловимой мстительницы лишь одна надежда на спасение — Гарри и его верный Магнум…
Я честно отсмотрел все четыре фильма про похождения Грязного Гарри, включая «Высшую силу» (1973) и «Подкрепление» (1976), оставив напоследок финальную часть, «Игру в смерть» 1988 года. И должен признаться, «Внезапный удар», режиссером которого стал сам Иствуд, практически не уступает по накалу страстей оригиналу Дона Сигела.
Разумеется, данный образ дался актеру в его 53 года уже далеко не так легко, как 12 лет назад, когда Иствуд был на пике своей физической формы. Сей факт скрыть невозможно. Именно поэтому уже в начале девяностых Иствуд окончательно отошел от геройства на экране, предпочитая серьезные драматические роли, не требующие паркура и резких телодвижений, а затем и вовсе перебрался по другую сторону кинокамеры.
«Внезапный удар» — простой и честный полицейский боевик, в котором зло будет наказано, во что бы то ни стало, ибо добро — не только с кулаками, но и с огнестрельным оружием. При этом создатели решили особо не философствовать на тему «свершения справедливости без суда и следствия», оставив этот больной для современного общества вопрос в тени экшна и саспенса. В конце концов, актеров на роли злодеев в фильме подобрали так филигранно, что зритель только и жаждет, когда этим мерзким рожам воздастся по полной. Сомнения в сторону. Жми на курок, Гарри!
Главная женская роль в ленте досталась актрисе Сондре Лок, для которой «Внезапный удар» стал шестой по счету и последней совместной работой с Иствудом. Затем их плодотворный союз распался, и Лок, потеряв путеводную звезду, выпала из обоймы Голливуда. Играла дамочка, впрочем, неплохо, одинаково хорошо изображая из себя законченную стерву в «Как ни крути, проиграешь» или же одинокую мстительницу во «Внезапном ударе».
Иствуд как обычно хорош. Все эти «Go on. Make my day» фразочки и хладнокровный взгляд исподлобья по-прежнему ему к лицу. Актера спасают крупные планы, ибо старость, как известно, не радость, и в движениях героя уже чувствуется усталость.
Что касается сюжета, то, в общем, детективной интриги почти нет. С самого начала личность убийцы нам известна, как и список предполагаемых жертв. Для триллера маловато напряжения, повествование развивается достаточно предсказуемо, да и финал типично голливудский — злодеи отстреляны, а главные герои, обнявшись, тихо уходят из кадра на закат.
Для Иствуда-режиссера картину удачной не назовешь. Так, очередная проба пера в хорошо ему знакомом жанре. В актерском плане ему тоже не пришлось сильно усердствовать, персонаж Грязного Гарри на тот момент был ему как родной. Хороший, добротный фильм действия, который стоит посмотреть только ради самого Иствуда. Ну и музыки Лало Шифрина, признанного мастера композиций для фильмов жанра экшн.