…Колумбийский наркобарон Энрике Кали сплоховал. Его сцапали федералы. И решили осудить по «суровым законам гор». До смертной казни может и не дойдет, но несколько пожизненных сроков ему точно светит. Как пить дать. С этим в корне не согласен его родной сын Луис, который предпринимает всё возможное, чтобы вытащить отца из тюряги. Всё возможное в данном случае — это шантаж, похищение людей, убийства и прочие асоциальные мероприятия.
Вести полубоевые действия на территории США Луису нелегко, ведь вокруг одни враги. Тем не менее, с горсткой своих соратников он собирает два грузовика оружия и взрывчатки, переправляет через границу (не спрашивайте меня как) и захватывает частную школу Реджис, что в Вирджинии. Само собой, не забавы ради. В этом интернате учатся дети всяких высокопоставленных чиновников, олигархов и крутых перцев. Например, сын мафиозного босса Джоуи Тротта или отпрыск федерального судьи Фил Донахью. Именно последний и становится целью номер один в списке бандитов, ибо, похитив Фила, Луис рассчитывает обменять мальчишку на своего папашу.
Главная проблема вооруженных до зубов шантажистов заключается в том, что Донахью-младший успел слинять из школы до их прихода. Однако вскоре Луис понимает, что может обойтись и без сына судьи: в школе Реджис полным-полно подростков, за чьи головы можно выменять не только его отца, но еще и всю тюрьму в придачу. Самоуверенный колумбиец не учел одного — местные обитатели в лице отвязных шалопаев под предводительством Билли Теппера (Шон Остин) вовсе не собираются сидеть сложа руки и ждать, когда высокопоставленные стороны договорятся. У Билли и его школьных товарищей есть дерзкий план, и они намерены воплотить его в жизнь…
Как следует из описания, мы имеем дело с подростковым вариантом «Крепкого орешка». Все компоненты на своих местах: злобные и чего-то требующие террористы-захватчики, медленно соображающие власти (шериф и прочие эшелоны) и несчастные жертвы-заложники, среди которых находится один герой, способный практически в одиночку противостоять злодеям.
Идеальная калька не сработала и вот почему. Во-первых, потерян элемент неожиданности. Любой, даже самый невнимательный зритель, сразу же догадается по лицам бандитов, что их затея обречена на провал. У врагов в «Крепком орешке» были хоть имена, здесь же есть предводитель-Луис и безликая толпа латиносов, призванных в кадр, чтобы лишь эффектно умереть.
Во-вторых, Эндрю Дивофф, поимевший свою колоритную фамилию от русского отца, конечно же, далеко не Алан Рикман. Вечный кинозлодей Дивофф (дилогия «Исполнитель желаний» и сериал «Остаться в живых») очень натурально вжился в образ колумбийского мачо (мама-то у него венесуэлка), однако он слишком грозен и суров, чтобы воспринимать его всерьез. Рикман был обаятелен и саркастичен, чем пугал и притягивал одновременно.
В-третьих, в «Игрушечных солдатиках» нет Брюса Уиллиса. Есть все. И колоритный Луис Госсет мл. («Директор»), и будущий Сэмуайз Гэмджи (Шон Остин), и верный спутник Индианы Джонса (Денхолм Эллиот), и даже Уил Уитон («Звездный путь: Следующее поколение»). Актеры хорошие, профессиональные и трудолюбивые. Но босоногого, окровавленного и вечно недовольного Уиллиса нет. И это ставит на шансах картины большую жирную точку.
Режиссерская судьба прекрасного сценариста Дэниела Питри мл. как-то не сложилась. А ведь именно его перу принадлежит замечательный комедийный боевик «Полицейский из Беверли-Хиллз», в котором свою лучшую роль (после «48 часов» Уолтера Хилла) сыграл темнокожий комик Эдди Мерфи. «Игрушечные солдатики» стали режиссерским дебютом Питри, и, увы, самым удачным из всех его четырех проектов в качестве постановщика.
Финализирую. Грамотный, добротный, неплохо снятый боевичок, который будет интересен хотя бы с точки зрения актерской игры. Сценарий, конечно, местами провисает, но есть и удачные, напряженные, эпизоды, когда действие увлекает и начинаешь искренне сопереживать героям. Но Уиллиса нет.