Рецензия на фильм «Фантазм 4: Забвение»

Реклама
Грандмастер

В 1994 году, после премьеры третьей части, учитывая ее открытый финал, Коскарелли спросили, собирается ли он снимать продолжение. Режиссер ответил, что все идеи и мысли по этому поводу он исчерпал, поэтому если очередной сиквел когда-нибудь и выйдет, то это будет только ради денег. Шутки шутками, а Коскарелли сдержал своё обещание и спустя 4 года таки выпустил окончание франшизы под названием «Фантазм 4: Забвение». Попробуем понять, ради чего, ибо деньгами там и не пахло.

Те, кто досмотрел третью часть до конца (есть и такие), помнят, что авторы сделали всё, чтобы проложить мостик к вероятному продолжению/окончанию истории. Отпустив негритянку Рокки дальше колесить по стране, Рэджи, Тим и Майк вступили в финальную схватку с Верзилой. В результате Тим пропал в Зазеркалье, Рэджи очутился в плену у Верзилы и металлических шаров-убийц, а Майки, которому аналогичный шар залез в голову, сказал всем пока-пока и ушел в темноту плакать.

Реклама

Собственно на этом моменте и начинается финальная часть саги. Беднягу Рэджи, который уже и сам не помнит, когда он перестал быть продавцом мороженного, а превратился в отчаянного борца со всякой нечистью, отпустили за ненадобностью. Он по привычке бросается на поиски своего друга Майка, а тот, в свою очередь, угоняет катафалк и едет на юго-восток по принципу «пока бензину хватит». Цель его путешествия и намерений настолько размыта, что зрителю остается лишь догадываться. Позже выясняется, что катафалк движется сам по себе, а, следовательно, Майк в очередной раз стал заложником собственных навязчивых идей.

В итоге Майк, а затем и его старый приятель Рэджи, оказываются в некой пустынно-скалистой местности, где им предстоит разгадать самую главную загадку фильма — кто такой Верзила, для чего нужен камертон и зачем старик ростом с дядю Степу планомерно опустошает кладбища маленьких американских городков?

Реклама

Коскарелли не заводил никого за угол, он честно признался, что ничего нового по теме сказать уже не сможет. Тем не менее, то ли действительно финансы запели романсы, то ли желание превалировало над здравым смыслом, но «Фантазм 4» появился на свет. Полное отсутствие идей по дальнейшему развитию сюжета режиссер и сценарист Коскарелли вознамерился компенсировать тотальной переработкой предыдущего материала. Для этой цели были откопаны из небытия материалы и эпизоды, не вошедшие в первый фильм.

В четвертой части Коскарелли, что называется, понесло. Он уже не пытается связно излагать сюжет, а строит картину из череды флэшбэков, перемещений во времени и пространстве, навязчивых сновидений и размышлений главных героев, в основном Майка. При этом очевидно, что режиссер даже не пытается облегчить зрителю задачу и что-то объяснить. Вся загадка картины двумя словами укладывается в происхождение Верзилы из скромного хирурга в мистического монстра и повелителя мертвых при помощи неких инопланетных сил, вжививших в старческую голову металлический шар. Теперь это шар приказывает гробовщику перемещаться по стране, выкапывать трупы честных налогоплательщиков и извлекать из них потухший разум. Для чего нужны эти летающие шары, в каком-таком измерении ведутся постоянные войны с их применением — все эти вопросы остаются без ответа.

Реклама

Намеренно наполняя сценарий ложной глубокомысленностью, авторы фильма пытаются безуспешно скрыть тот факт, что франшизу нужно было закрывать еще тогда, в 1998 году, когда вышел первый сиквел. Этот факт в третьем и особенно, в высосанном из пальца, четвертом фильмах торчит из всех щелей. Иногда складывается впечатление, что Коскарелли, начиная снимать картину, понятия не имел, чем ее закончит. Что, в итоге, привело к вполне закономерному результату — финал фильма представляет собой очередную пустышку, некий посыл к истокам и одновременно вопрос. На который ответа ждать уже не приходится. Майк то ли умирает, то ли впадает в забытье, неистребимый злодей неспешно растворяется в очередном портале, а за ним устремляется единственный, более или менее рациональный персонаж этой фантасмагории, Рэджи с дробовиком наперевес. И после нас — хоть потоп.

Реклама

Таким образом, хочется вслед за авторами «Фантазма», финализировать. Киносериал, нещадно эксплуатируемый своими создателями, благополучно выдохся еще в конце восьмидесятых, растеряв по пути свое очарование независимой и странной по форме и содержанию страшилки. Впоследствии Коскарелли, как единоличный режиссер и сценарист всей франшизы, старался выжать из своего творения максимум пользы, выдавливая смысл по крупице и населяя вселенную «Фантазма» новыми персонажами, которые, правда, не задерживались надолго.

Исчерпав свои творческие возможности, Дон Коскарелли, снял вымученный и абсолютно ненужный четвертый фильм, в котором он попытался переосмыслить идейную составляющую и сам стержень истории, но, что называется, не сдюжил и пустился в свободное плавание по волнам бредовых фантазий. Сей факт, в очередной раз, доказал очевидное — иногда нужно быть твердым и позволить истории закончиться.

Реклама