«Директор» — это история школьного учителя Рика Латимера, которого за плохое поведение (он разнес бейсбольной битой спортивную машину адвоката-любовника своей бывшей жены) «повышают» до должности директора в самой убогой и бандитской школе города, Брандэле. По фильму не совсем понятно (точнее об этом и речи нет), в каком именно городе эта школа располагается, но съемки велись в Калифорнии.
…Брандэл — это не просто последняя остановка, это, как выражаются местные ученики и учителя, свалка мусора, содержимое которой дальше девать некуда. Большинство из нынешних обитателей когда-то были выдворены из других, более приличных учреждений. Брандэл — это клоака образования, где подростки приходят в школу отнюдь не за знаниями, а за очередной дозой или просто потусоваться в компании себе подобных бездельников.
Латимер, поначалу не сообразивший, куда именно забросила его судьба-злодейка, решает навести порядок и прекратить беспредел, творящийся в стенах Брандэла. Заручившись поддержкой начальника службы безопасности Джейка Филлипса (Луис Госсет мл.), новоиспеченный директор активно проводит реформы, начиная с запрета на продажу травки в школьных уборных и заканчивая принудительным посещением всех уроков. Правда, опять же не ясно, почему те, кто не хотел посещать занятия в принципе, так упорно каждый день таскались в школу, подвергая себя опасности быть затолканным в аудиторию?
И всё бы ничего, да вот только людям, которые раньше неплохо грели руки на продаже всякого дерьма школьникам, совсем не нравится ни новый директор, ни его бескомпромиссный подход. Главным препятствием на пути превращения Брандэла в образцово-показательное средне-образовательное учреждение является некий Виктор Дункан (Майкл Райт), старшеклассник, держащий весь Брандэл в страхе. У Дункана своя банда, есть связи с наркоторговцами, есть даже пушка, и абсолютно нет уважения к руководству школы. Более того, он прямо заявляет, что убьет любого, кто помешает ему вести дела. Однако Рик Латимер, несмотря на мирный характер своей профессии, вовсе не мальчик для битья. Он не собирается так легко сдаваться и готов дать отпор и Дункану, и всей его шобле-вобле…
По жанру «Директор» представляет собой смесь социальной драмы и напряженного триллера. Первого меньше, второго больше, в итоге — это чисто развлекательный продукт с необходимой примесью морали и экшна. И хотя пистолетный выстрел раздастся в фильме лишь единожды, мордобоя и крепких словечек будет предостаточно. Особенно приукрасить лексикон удалось «гнусавым» переводчикам, тем более что картина как раз относится к эпохе VHS.
Что делает фильм интересным для просмотра? В первую очередь, отличный типаж главного героя, директора Латимера, роль которого исполнил один из моих любимейших актеров Джеймс Белуши. Джеймс, чей невероятно успешный брат-комик Джон («Братья Блюз») трагически умер от передозировки, также начинал с комедий. Он участвовал и в телешоу «Субботним вечером» (SNL), и в ленте Джона Лэндиса «Поменяться местами» (мужик в костюме обезьяны на вечеринке в поезде), и в ремейке «Человек в одном красном ботинке» (американский аналог знаменитого французского фильма с Ришаром), где он сыграл персонажа Морриса. Но настоящим прорывом стала именно роль в «Директоре», ибо в Белуши наконец-то увидели не просто тень своего более знаменитого брата, а полноценную звезду. Вскоре последовали отличные ленты «Красная жара» и «К-9», после чего сомнений уже не оставалось. Но вернемся к нашим баранам.
Безусловно, от некоторых диалогов «Директора» попахивает соцзаказом, не без этого. В конце восьмидесятых Америка под руководством Рейгана всё сильнее ощущала крах собственной образовательной системы. Школьные проблемы вкупе с небывалым распространением сексуальных свобод и наркотических веществ становились общенациональной заботой. То и дело в стенах школ звучали выстрелы, а их обитатели, вместо выполнения домашних заданий, фасовали крэк, рожали детей и периодически отправлялись за решетку.
Как бы там ни было, «Директор» — кино качественное, хоть и немного перегруженное моралью. Помимо вышеуказанных актеров в картине заняты Рей Дон Чон (стюардессочка из «Коммандо») и совсем молодой Джейкоб Варгас («У холмов есть глаза 2», «Смертельная гонка»). Стоит также отметить весьма бодрый саундтрэк и музыку композитора Джея Груски, выгодно подчеркивающие напряженные и самые боевитые моменты фильма.
В дальнейшем тема «добрый учитель против злобных учеников» удачно прижилась на просторах «Фабрики грез» и на экранах стали появляться если не абсолютные клоны, то весьма близкие к оригиналу поделки. Это касается таких лент, как «Замена» (1996) с Томом Беренджером и «187» с Сэмюэлом Л. Джексоном. Возможно, на ум также придет более расчетливая и менее интересная драма «Опасные умы» с Мишель Пфайффер, которая большинству больше запомнилась великолепной песней рэпера Coolio «Gangstas Paradise».
Резюмирую. Крепкий голливудский фильм о нравах современной школы и о том, что, увы, не все конфликты можно решить словами. Одна из лучших ролей Джеймса Белуши и уж точно самый удачный проект в послужном списке режиссера Кейна.