Вторжение Интернета в нашу жизнь — как та палка о двух концах. Вроде и хорошо, но в то же время есть и явные отрицательные нюансы. С подобными негативными элементами борется агент ФБР Дженнифер Марш (Дайан Лэйн). В ее задачу входит отслеживание всяческого сетевого отребья,
Шутки шутками, а помимо безобидных нарушителей авторских прав и дилетантов, ворующих кредитки у своих родителей, в Интернете периодически появляются крайне нежелательные товарищи. Например, некий садист, предпочитающий на своем сайте «Убей Вместе со мной точка ком» демонстрировать убийства реальных людей в реальном же времени. Самая главная фишка этого проекта — прямая зависимость между количеством посетителей сайта и самим процессом: чем больше людей заходят на сайт, тем скорее умрет жертва. Тем самым, таинственный убийца как бы пытается сказать общественности — это не он убивает этих несчастных, их убивает человеческое любопытство и тяга к просмотру гадостей. И с ростом популярности сайта каждой последующей жертве отводится всё меньший срок…
Очевидно, что перед нами социально ориентированный вариант нашумевшей в свое время ленты «Пила» и ее многочисленных (сейчас готовится уже седьмая часть) продолжений. Картина Грегори Хоблита однозначно уступает знаменитой франшизе в изобретательности, но зато метит масштабнее. В «Пиле» шизанутый маньяк водил за нос небольшую группу людей, а здесь — всю Америку. Зараза могла бы распространиться и на весь мир, но убийца предусмотрительно отрубил доступ для других стран. По какой причине и связано ли это с Китаем — в картине не объясняется.
ФБР, кстати, с самого начала раскаялось в своей полной некомпетентности, не сумев отключить сайт за неуплату. Мол, у него блуждающий IP-адрес, который путешествует от Ямайки до России, а это, простите, уже не наша юрисдикция. Хотя, наверное, сервер зловредного убийцы можно было бы обнаружить чисто по направлению трафика, ибо, когда на очередное убийство в течение нескольких часов заходит поглазеть несколько миллионов жителей страны, подобные сетевые миграции незаметно не проходят. Но авторам фильма, как обычно, виднее, у кого и где находится заветная кнопка.
Несмотря на немаленькое столпотворение всевозможных компьютерных ляпов, создатели продвигают в массы, в общем-то, правильную идею. Которая, к сожалению, исходит в финале ленты из уст убийцы, а значит, по сути, не воспринимается как мораль фильма. А надо бы. Дело в том, что эскалация насилия на телевидении и во всемирной паутине действительно происходит по принципу геометрической прогрессии. В современном Интернете любой желающий, не владея особыми навыками, может в считанные секунды найти всё что угодно — от самого забористого порно до способов создания взрывчатки в домашних условиях. Само собой, это не значит, что все кинутся срочно мастерить бомбы, но, тем не менее.
Если рассматривать кинематографические заслуги этой картины, то хвастаться режиссеру и сценаристам, в общем-то, нечем. Достаточно стандартная схема жанра, без особых изысков и оригинальных поворотов сюжета. Первая часть фильма заманивает непонятными мотивами и загадочной личностью злодея, во второй части уже идет банальное противостояние хорошего копа и плохого, но страдающего, преступника. Основная часть фантазии авторов ушла на смачные, и, слава богу, не сильно тошнотворные, сцены умерщвления. В остальном мы имеем дело с достаточно заурядной картиной. У Грегори Хоблита за спиной слабенькая «Радиоволна» с Денисом Куэйдом и неплохой давнишний триллер «Первобытный страх», который в основном вытянули актеры — Ричард Гир и Эдвард Нортон.
По актерским работам сказать тоже особо нечего. Бывшая жена «горца» Кристофера Ламберта и нынешняя — Джоша Бролина, актриса Дайан Лэйн сыграла ровно и непритязательно. Персонаж у нее получился совершенно плоский и несопереживательный, но напряженно-драматический. Вообще, все эти киношные женщины-полицейские, начиная от Анджелины-нашей-Джоли и заканчивая Кейт Бекинсейл в недавней «Белой мгле», вызывают у меня стойкое чувство равнодушия. Помимо Лейн и отпрыска Тома Хэнкса, Колина, сыгравшего ее напарника, в картине больше примелькавшихся лиц не наблюдается, поэтому на фоне скучных «звезд» остальные герои честно отрабатывали свои гонорары, особо не вылезая из штанов.
Резюме: Вполне смотрибельное одноразовое кино. Несуразное местами, но в целом снятое в традициях детективного жанра. Необходимого напряжения и саспенса не чувствуется, но до конца досматривается легко. Мне лишь запомнился один-единственный эпизод, когда главный злодей дистанционно отрубил нашей тетке из ФБР мобильный телефон и бортовой компьютер ее внедорожника. После чего ей пришлось выходить из машины, выбив стекло с водительской стороны. Польза технического прогресса очевидна, не так ли?