Худший: Джеймс Кэмерон — «Пиранья 2: Нерест» (Piranha Part Two: The Spawning, 1981). В том же году начал свою кинокарьеру и «король мира» Кэмерон. Начал кошмарно в буквальном и переносном смыслах. Не вина Джеймса. Вообще-то его пригласили на съемки в качестве специалиста по визуальным эффектам, но потом режиссер Овидио Ассонитис (сообразив, что дело пахнет керосином) спешно ретировался со своего поста. Впрочем, спасти фильм это не помогло. Как и участие Ленса Хенриксена. Резиновые рыбки в мутной воде — зрелище душераздирающее и тоскливое. Неудивительно, что Джеймс Кэмерон в своих поздних интервью предпочитает считать своим официальным кинодебютом «Терминатор» 1984 года. Но из песни слов не выкинешь…
Комедия
Лучший: Кевин Смит — «Клерки» (Clerks., 1994). Мистер Молчаливый Боб снимал свой первый фильм прямо на рабочем месте, но только после закрытия магазинчика (чем объясняется шутка с постоянно запертыми ставнями). Эта скупая на средства выражения, но щедрая на разухабистый юмор комедия попала прямо в точку и стала своеобразным гимном всех разочаровавшихся в жизни представителей сферы услуг. Впервые в истории кино права на использования некоторых песен в фильме обошлись создателям дороже, чем съемки всего фильма. Несмотря на полное отсутствие в картине сцен насилия и секса (за исключением небольшой потасовки главных героев), только из-за диалогов картина чуть было не получила «убийственный» рейтинг NC-17 (ранее это был Х — только для взрослых). Хотя именно длинные, пространные диалоги и сделали эту ленту классикой жанра. В том числе среди магазинных воришек, у которых видео с этим фильмом долгое время стояло на первом месте.
Худший: Дэмиэн Данте Уэянс — «Без ансамбля» (Dance Flick, 2009). Назвать этот опус комедий можно только либо в состоянии сильного подпития, либо под страхом смертной казни. Многочисленные братья Уэянс (7 братьев и 3 сестры) вернулись, чтобы снова напомнить о себе. «Очень страшное кино» — не шедевр, но бывало и хуже. Это хуже наступило вместе с фильмом «Белые цыпочки». Чтобы в 2009 превратиться в тотальный кошмар — претенциозную, вульгарную и абсолютно несмешную комедию «Без ансамбля». Что и говорить, парни даже не смогли найти более-менее вменяемого режиссера, в результате чего посадили в кресло своего племянника Дэмиэна. Удачный старт, племяшка, нечего сказать.
Фантастика
Лучший: Дункан Джонс — «Луна 2112» (Moon, 2009). Своеобразная ода не слишком натуральным и кажущимся театральными, космическим постановкам 70-х годов. «Луна 2112» — это попытка взглянуть изнутри на очень сложный и многосложный разум одного, конкретного человека. И то, что предстоит увидеть зрителю с одной стороны заставляет сердце биться чаще, а с другой — полностью потерять остатки веры в доброту, как часть человеческой сущности. Этого было бы невозможно добиться без самоотверженной актерской игры главного и единственного героя картины — Сэма Рокуэлла, благодаря кому у фильма есть не только рассудок, но и душа. И только ленивый не вспомнит про то, что папочка Джонса — легендарный британский певец Дэвид Боуи.
Худший: Руперт Харви — «Зубастики 4» (Critters 4, 1992). Продюсеру самых первых «Зубастиков» и пятой части «Кошмара на улице Вязов» Руперту Харви не терпелось урвать свои 15 (точнее 100) минут славы. Третья часть, по крайней мере, могла похвастаться участием молодого Леонардо ДиКаприо. В четвертой части, которая что есть мочи пытается быть похожей на «Гремлинов», всё действие переносится в глубокий космос. То, что казалось страшным или хотя бы малость пугающим в первым трех, «земных», фильмах, в последней ленте потеряло всякий смысл. По стилю и сути лента напоминает корявые космические жутики 60-х. Ужасающие своей нелепостью «спецэффекты» и один из самых раздражающих главных героев в истории сделали «Зубастиков 4» невозможными для просмотра без одновременного (а лучше заблаговременного) принятия горячительных напитков. Дебют был столь «ошеломительным», что Харви больше никогда не экспериментировал. Чем сделал всем большое одолжение.
Мелодрама
Лучший: Марк Уэбб — «500″ дней лета» (500) Days of Summer, 2009). Первая полнометражная работа Марка Уэбба мгновенно завоевала сердца зрителей. Это удачная попытка повторить успех раннего Вуди Аллена. Здесь есть всё, что нужно — и черно-белые кинокадры на французском, и забавный монтаж с разделением экрана, и действительно смешные и понятные шутки. Даже короткий, но потрясный музыкальный номер, и тот присутствует. Главные кинонаграды обошли эту романтическую ленту, но разве это главное? Все остались довольны — критики, зрители и особенно сам дебютант, Марк Уэбб, которому чуть погодя предложили уже вполне весомый кусок пирога в виде работы над новым «Человеком-пауком».
Худший: Алексей Гордеев — Никто не знает про секс (2006). Лавры романтической подростковой комедии «Американский пирог» не давали спать многим. Сами американцы тоже успели наклепать несколько продолжений, одно ужасней другого. Наши «кинематографисты» тоже не теряли времени зря. Увы, техника «я тебя слепила из того, что было» не оправдала себя. Мало взять зарубежный аналог и попытаться его скопировать. Оказывается даже операция «вырезать — вставить» требует определенных талантов и умений. Тупость, пошлость и жирный пласт сортирного юмора — три кита этой мелодрамки. Несмотря на «успех», спустя 2 года Гордеев снял сиквел, которого никто не ждал и не просил. И снова ушел в небытие. Надеемся навсегда.