Советский кинематограф. Как Ольга Аросева готовилась к съёмкам у Эльдара Рязанова?

Реклама
Грандмастер

21 декабря 2025 года исполнилось бы 100 лет известной актрисе театра, кино и озвучивания Ольге Аросевой. Её уже нет с нами, но роли до сих пор любимы зрителями.

Советский кинематограф. Как Ольга Аросева готовилась к съёмкам у Эльдара Рязанова?

У великого комедиографа Эльдара Рязанова Ольга Александровна снялась в четырёх лентах: «Девушка без адреса», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники» и «

Реклама
Невероятные приключения итальянцев в России». И что интересно, ради некоторых ролей актрисе приходилось пройти своеобразные экзамены.

Первой рязановской лентой, в которой снялась Ольга Аросева, стала лирическая комедия «Девушка без адреса», но роль была эпизодической. Кинофильм вышел в 1958 году, а уже в 1964 Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский начали работу над новой картиной — «Берегись автомобиля».

Роль Любы, доброй подруги Юрия Деточкина, Ольга Аросева получила практически без проб, поскольку Рязанов был в ней уверен. Впрочем, практически все режиссёры знали: если одну из ролей получает Аросева — успех гарантирован. Для стопроцентного попадания в образ Эльдар Александрович поставил условие: чтобы троллейбусом актриса управляла самостоятельно.

Реклама

Аросеву отвели в троллейбусный парк и определили в школу водителей электротранспорта. Она успешно прошла специальные курсы и получила права. Но, как это часто бывает с новичками, актриса волновалась на съёмках — она впервые за рулём общественного транспорта и везёт не массовку из актёров, а настоящих пассажиров. Вот как вспоминала съёмки сама Аросева:

«Я еду: сидят в салоне люди, не подозревающие вообще, что идут съемки. Снаружи стоит аппаратура. Кеша Смоктуновский бежит восторженный навстречу троллейбусу. Думаю: „Я сейчас всех передавлю вообще, что это будет!“»

Ольга Аросева нажала на тормоз как раз в той самой точке, где велел остановиться оператор. Также именно она помогла доснять финальный кадр картины. К моменту съёмок Аросева уже хорошо водила троллейбус, в котором, кроме неё, были оператор и режиссёр. Смоктуновскому это не нравилось, и он сказал:

Реклама

«Эльдар, я не могу твою рожу видеть, уйди, пожалуйста. Я должен с любовью говорить: „Люба, я вернулся!“, а я на тебя смотрю, скройся куда-нибудь!»

В итоге дубль был снят, актриса получила одну из самых ярких ролей в творческом багаже и шутила:

— В случае увольнения из театра без профессии не останусь.

Она имела в виду своё мастерство вождения.

Но актрису из театра не уволили. Фильм «Берегись автомобиля» вышел в 1966 году, его посмотрели 29 000 000 кинозрителей, а фразы героев стали крылатыми. В том числе и реплики Любы:

«Зачем ты это делал? Кто тебя просил? Кто тебя заставлял?»

«Ты посмотри на себя. Ведь ты же… идиот. Ты рассуждаешь, как трёхлетний ребёнок».

После выхода ленты Аросева получила роль пани Моники в легендарной телепередаче «Кабачок „13 стульев“», а Рязанов взялся за съёмки новогодней комедии «Зигзаг удачи».

Реклама

После выхода этой ленты на экран режиссёр хотел снять кинофильм о Сирано де Бержераке, в образе которого видел только Евгения Евтушенко. Но на тот момент он был в опале, поэтому Рязанову пригрозили: или роль получает другой, или съёмки не состоятся.

Эльдар Александрович сильно расстроился, а вскоре умерла его мать. В итоге режиссёр попал в больницу с сердечным приступом. Сосед Рязанова по палате сильно переживал: его насильно уволили, а ведь он ещё готов поработать.

Реклама

Так родилась идея новой комедии под названием «Старики-разбойники». Роли неудачливых грабителей получили Юрий Никулин и Евгений Евстигнеев, а Анной Павловной Суздалевой стала Ольга Аросева. Хотя режиссёр поначалу сомневался.

«Помню, он пригласил меня на пробы, но смотрел с неким предубеждением. Тогда был популярным „Кабачок „13 стульев““, и Рязанов боялся, что в фильме зритель снова увидит во мне пани Монику», — рассказывала Аросева.

В итоге актрису причесали так, что в волосах не было ни одного завитка.

— Хоть один завиток от пани Моники — уберу из фильма, — говорил Рязанов.

По сюжету героине в кадре приходилось стрелять из настоящего пистолета, поэтому Ольга Аросева училась стрельбе. Да так увлеклась, что после тренировок не могла даже ложку ко рту поднести — рука сильно болела.

Искусство требует жертв. Но фильм вышел, Аросева получила ещё одну яркую роль в фильмографии. Сегодня фильмы Эльдара Рязанова транслируются по телевидению чуть ли не каждый день. Поэтому Ольгу Аросеву зрители снова видят на экране и цитируют её героинь.

Реклама