Спустя много лет я прочитал мемуары Эльдара Рязанова. Там было очень много интересного! Было и про этот фильм. Оказалось, что это и в самом деле был продукт содружества советской и итальянской киноиндустрии. И с высокой степенью вероятности, по словам режиссера фильма, дело было так.
Началось все со сценария. Брагинский и Рязанов в 1970 году написали сценарий «Спагетти по-русски» и предложили его в Госкино. По сценарию группа итальянцев поехала в СССР, в Ярославль, искать клад, а добрая советская милиция старалась не дать им его вывезти из СССР. В Госкино велели переделать, ибо нехорошо выставлять итальянцев жуликами. Авторы сценария отказались кардинально переделывать. И сценарий лег на полку.
Но в 1973 году оказалось, что итальянская продюсерская фирма Дино де Лаурентиса сильно задолжала Мосфильму за съемки фильма «Ватерлоо» — совместного проекта с С. Бондарчуком. И вместо того, чтобы заплатить, они предложили снять еще один совместный фильм. Для съемок советская сторона предложила сценарий Брагинского и Рязанова. Правда, Дино де Лаурентис его раскритиковал и потребовал переделать в эксцентрическую комедию с массой трюков и гэгов.
Так и сделали. С итальянской стороны к Брагинскому и Рязанову добавились итальянские сценаристы Джузеппе Пиполо и Франко Кастеллано. Заодно изменили и название фильма.
Итальянская сторона стремилась максимально сэкономить на той части съемок, что проводилась в Италии. Особенно это сказалось на качестве итальянских актеров, выбранных ими для фильма.
- Алигьеро Носкезе был известен, как пародист, а не актер.
- Тано Чимарозо работал в кукольном театре.
- Антония Сантилли снималась до этого в эротических фильмах.
- Известным актером был только Нинетто Даволи, он снимался и у Пазолини, и у Бертолуччи.
И это на фоне наших суперзвед, таких как Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев и Ольга Аросьева.
Съемки длилась всего два месяца, причем большая их часть проходила в России. Множество трюков и гэгов (часть этих гэгов мы тогда еще не понимали). В итоге фильм получился. Для советского зрителя в нем были наши звезды, много необычных трюков, интересные приключения, было высмеяно множество штампов — и западных о России, и наших, давно замыленных во множестве вышедших ранее фильмов.
У нас «Невероятные приключения…» имел великолепные сборы, а вот в Европе… Неизвестный (там) режиссер, актеры тоже почти сплошь неизвестные. Приключения в страшном «мордоре» — СССР? Нет, спасибо, лучше пойдем на американскую комедию.
Уже когда Дино де Лаурентис смотрел получившийся фильм, он стал мрачен. Да, он очень дешево сумел договориться с этими русскими об уплате долга. Но будь в фильме известный на Западе актерский состав… такой фильм имел бы все шансы на хороший кассовый успех! Не забудем: съемки проходили в 1973 году, когда современных видеоэффектов и в помине не было.
Впрочем, в Италии фильм все же посмотрело довольно много зрителей. И исполнитель роли мафиозо Тано Чимарозо получал благодарности от настоящих мафиози — мол, спасибо, парень, отлично сыграл.
Усиленно рекомендую и посмотреть фильм, и прочитать мемуары Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги». Не пожалеете! Там много-много интересного.