Это знаменитая кинолента «Экипаж». В ней удачно сочетаются жанры мелодрамы и фильма-катастрофы (кстати, первого в Советском Союзе). А ведь в ленте могли сняться другие актёры, да и называться он мог по-другому.
Всё начиналось с того, что Александр Митта в середине 1970-х годов решил снять зрелищный фильм-авиакатастрофу, чем-то напоминающий заграничное кино. В Голливуде уже была популярна экранизация романа Артура Хейли «Аэропорт». Вместе с Юлием Дунским и Валерием Фридом Митта написал сценарий под названием «Запас прочности».
Министр гражданской авиации, увидев написанное, сказал, что фильма-катастрофы не будет. Ведь советская компания «Аэрофлот» — лучшая в мире. И тогда Митта решил перенести авиакатастрофу за границу. Из-за аварии в отечественном
В итоге в сценарий внесли вымышленный город Бидри, в котором и случился катаклизм. Такой вариант министр одобрил и дал добро на съёмки. Группе удалось договориться с компанией «Аэрофлот», и работа закипела.
В роли Андрея Васильевича Тимченко режиссёр видел Алексея Петренко, которого уже снял в своей ленте «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Но актёр отказался, так как не хотел сниматься «в железе». Тогда А. Митта обратился к Георгию Жжёнову.
«Когда мы сделали первые пробы, стало ясно, что эта роль создана для него. Он, можно сказать, сыграл самого себя, потому что и в жизни всегда был лидером, очень надёжным и ответственным человеком», — рассказывал Александр Наумович.
Жжёнов не только согласился сыграть командира, но и позволил снимать фильм в своей квартире. Александр Митта, будучи в гостях у Георгия Степановича, был просто поражён прелестным видом из окна. Когда режиссёр спросил у хозяина разрешения снять одну из сцен прямо на балконе, актёр разрешил снять всю квартиру.
Роль Валентина Ненарокова Митта предложил Николаю Караченцову, но актёр предупредил, что может сниматься раз-два в неделю. И тогда Александр Наумович пригласил Анатолия Васильева. Он в итоге и получил эту роль.
Анатолий Александрович вспоминал, что жара в салоне самолёта была под 50 градусов. А ему приходилось терпеть несколько дублей подряд. Горячий воздух подавали с помощью специальной трубы. Но всё-таки актёр мужественно переносил тяжёлые условия ради роли. И ведь второй пилот стал одной из самых заметных работ Васильева в отечественном кино.
В роли Игоря Скворцова режиссёр видел Олега Даля. Он начал сниматься, но вскоре заболел. Митта пригласил Леонида Филатова, тот позвонил Далю, который сам и отдал роль. И Леонид Алексеевич воплотил на экране образ лётчика-донжуана, у которого был целый набор «советского супермена»: квартира, последняя модель «Жигулей» («шестёрка»), цветомузыка. Но, как известно, впоследствии он понял, что такое серьёзная любовь, и решился на ответственный шаг — вести в загс стюардессу Тамару.
Ею могла стать Елена Проклова, которую тогда весь Советский Союз знал как Ларису Ивановну из комедии «Мимино». Но актриса отказалась из-за занятости в театре. Пробовались также Татьяна Догилева и Елена Коренева. Первой роли не нашлось, а вторая примерила образ одной из подруг Скворцова.
В это же время на «Мосфильме» Георгий Данелия проводил пробы к «Осеннему марафону». На роль дочки Бузыкиных пробовалась Александра Яковлева, но не прошла. И Митта отдал именно ей роль Тамары. На съёмках актриса демонстрировала свой норов, но всё же ей удалось найти общий язык с кинорежиссёром. А в революционной для того времени сцене она отважилась сниматься самостоятельно.
А вот Филатов не хотел играть в этом эпизоде от слова «вообще». В итоге пошли на компромисс: актёр в джинсах спрячется под одеяло, и сцена-таки будет снята. За ночь успели снять необходимый эпизод, но наутро разразился настоящий скандал. Проявляя плёнку, пожилые сотрудницы лаборатории увидели отснятое, после чего доложили начальству. Митте велели вырезать кадры, и эпизод был сокращён до минимума.
Подобного характера сцена была в сценарии и с молодым студентом Ненароковым и его будущей супругой Алевтиной. Но после одной скандальной истории от неё решили отказаться.
Однако зрителю и так стало понятно, что любовь между супругами не была взаимной. Даже общий сын не смог сохранить их брак. Сначала Алевтина пожалела Ненарокова, который любил её, а потом, видимо, жалела о том, что ей пришлось пережить во время брака. Актриса Ирина Акулова настолько достоверно изобразила на экране стерву и истеричку, что её возненавидели абсолютно все зрители.
У режиссёра для этой роли был свой подход. Актриса могла сниматься только вечером или ночью. Митта был уверен: если актриса не выспится, то сыграет ссоры с мужем очень натурально. Поэтому он отправлял актрису на грим несколько раз за одну ночь, утверждая, что вот-вот войдёт Анатолий Васильев. Когда под утро он явился, Ирина Григорьевна не столько сыграла, сколько устроила просто натуральный скандал экранному супругу.
Как известно, после развода Алевтина вышла замуж, и Алик стал называть нового мужа папой. Ненарокова мальчик хоть и называл дядей, но в душе понимал, что родного папу никто не заменит, поэтому любовь отца и сына на экране получились очень натуральными.
Да и сам пятилетний мальчик Рома Монин вёл себя на площадке очень дисциплинированно и ответственно, выполняя при этом всё, что велел постановщик. Режиссёр поставил перед ним довольно трудную задачу: показать любовь к отцу через боязнь не угодить матери. И с ней Рома справился блестяще.
Монин настолько вошёл в роль, что решил изобразить самолёт, прыгнув с дивана. Итог — удар головой о сервант, но без единой травмы. Мальчик даже чуть не заболел, объевшись мороженого на съёмках. Однако всё это цветочки по сравнению со съёмками авиакатастрофы.
«Аэрофлот» предоставил съёмочной группе «Ту-114» с «кладбища самолётов» в Домодедове. Самолёт был не на ходу, и режиссёр решил построить декорацию аэровокзала, взорвать её, а на фоне пожара снять нужный материал. Строительство шло очень медленно, поэтому сначала решили снять декорацию в огне, а затем взорвать самолёт.
Для натуральных съёмок нужно было 6 тонн керосина, но привезли две. Горючее залили в самолёт, а режиссёру удалось-таки получить ещё 4 тонны. Но лайнер сгорел ещё до начала съёмок, и от него ничего не осталось. Поэтому сначала сняли горящую декорацию, а потом режиссёр узнал, что во Внукове есть нужный самолёт. В его салоне была разлита ртуть, из-за чего перевозки пассажиров запрещались, а сам лайнер к 1979 году был передан Управлению учебных заведений. Его и предоставили для съёмок фильма-катастрофы.
В новосибирском аэропорту Толмачёво нашли хвост от самолёта, пострадавшего от пожара. И в результате эта деталь органично вписалась в киноленту. Но вместе с этим в кадр попали и макеты авиалайнеров. Да и завод, пострадавший от сильного землетрясения, был искусственным. Сам режиссёр хотел снять зрелищное кино такого же уровня, как у иностранных коллег. И у него это получилось.
Но пришлось переделать финал. По начальному замыслу всё происходило так: Тимченко лежит в больнице, но его друзья вдруг просят перегнать самолёт, так как лётчиков не хватает. Он бежит ночью в пижаме и валенках, а на месте назначения встречает фронтовых друзей, с которыми не виделся с войны. Они взлетают и растворяются в небе. В следующем кадре дочка Тимченко сообщает о смерти отца.
Но руководству такой вариант не понравился. И в итоге Андрея Васильевича оставили живым, а командиром корабля стал Ненароков.
Название «Запас прочности» прокатчики посчитали не очень кассовым, поэтому фильм назвали «Экипаж». Это название доказало, что только слаженная и дружная команда может выйти из сложной ситуации. А главное — действует при этом сообща, как единый механизм.
Фильм вышел на экраны 12 мая 1980 года и оправдал надежды режиссёра. Народ толпами шёл в кинотеатры, в результате лента собрала за первый год проката 71,1 млн. зрителей и сегодня стоит на шестом месте в списке самых кассовых советских фильмов.
Фильм «Экипаж» действительно уникален. Ведь он состоит из двух разных по жанру серий (1-я — мелодрама, 2-я — фильм-��атастрофа), логично дополняющих друг друга. Да и кадры с взрывом, огнём и самолётом в такой экстремальной ситуации по-настоящему зрелищны.
В 2016 году свет увидел новый фильм под названием «Экипаж». Но с оригинальной лентой его объединяет лишь название — по словам создателей, это не продолжение и не ремейк. В новом фильме снялись Александр Митта (сотрудник учебного лётного центра) и Александра Яковлева (Тамара Игоревна). Эта роль стала для неё последней, в то время как стюардесса Тамара была первой.
Но это не главное. Главное то, что история о советских лётчиках живёт спустя 40 с лишним лет. До сих пор картину показывают по телевидению. Она имеет несколько официальных наград, но самой весомой из них остаётся зрительская любовь.