Всё началось со сказки Милоша Мацоурека «Бонифаций и его племянники». Её текст оказался в руках режиссёра Фёдора Хитрука, который как раз в это время завершил работу над мультфильмом «Топтыжка» и искал сюжет для нового творения. Фёдора Савельевича зацепила фраза: «Подумать только, — удивился директор цирка, — я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!»
«Что-то меня задело в этом трогательном рассказе о льве, который вынужден был изображать свирепого хищника… Я не знаю, что именно, но было в этой истории что-то такое, что вдруг захватило меня, вызвало сильный отклик в моей структуре», — вспоминал режиссёр.
Вместе с этим он подумал, что у каждого в душе есть бабушка. И трудолюбивый цирковой лев — не исключение.
Вскоре был написан сценарий, который переделал смысл оригинальной чешской сказки. Обычная история о льве, который на каникулах давал представления для своих «маленьких, потешных племянников», превратилась в своеобразную притчу о доброте.
Художником-постановщиком картины выступил Сергей Алимов, которого впоследствии стали называть «папой Бонифация». Именно он наделил льва антропоморфизмом, то есть придал человеческие черты. Художник считал персонажа «человеческим характером и христианской идеей, которая живёт для других».
Создание гривы Бонифация получилось достаточно трудоёмким. Её, по воспоминаниям того же Алимова, целая группа художников обрабатывала специальными тампонами. Кроме этого, грива была создана в технике бесконтурного рисунка. А в целом же изобразительный ряд мультфильма напоминал наскальную живопись.
Говоря о гриве, следует вспомнить и бабушку главного героя. Как известно, гривы бывают только у самцов, а мультипликаторы почему-то нарисовали её и у бабушки.
Над созданием «Каникул…» трудилась целая команда художников, среди которых и супруга Хитрука — Мария Мотрук. Эпизоды с музыкой, игрой на арене, выступлением на канате и жонглированием гирями создавал талантливый мультипликатор Анатолий Петров. Принимала участие в создании и его супруга — Галина Баринова (в будущем они приложат руку к созданию знаменитого журнала «Весёлая карусель»).
А сцену, где лев по дороге в Африку мечтает о рыбке, создал ещё один будущий великий классик — Юрий Норштейн. Он вспоминал об этом мультфильме:
«Колоссальное впечатление от „Бонифация“ — я увидел, что такое работа над ритмом фильма. По сию пору для меня этот фильм — образец идеально построенного соотношения авторского текста и движения персонажа».
Фильм действительно уникален по-своему.
Во-первых, это была первая работа Фёдора Хитрука, в которой он применил новый метод своей режиссёрской разработки, а именно — разбил ленту на эпизоды, начертил шкалу посекундного расчёта, разметил акцентные места для кульминации и развязки, а после отметил «линии настроения» цветными карандашами.
Во-вторых, Фёдор Савельевич считал фильм отчасти автобиографичным. В образе Бонифация он видел личные черты характера.
«Кстати, Бонифаций — это тоже я. Не Хитрук Фёдор Савельевич, а художник вообще. После каждого фильма я проклинаю кинематограф в целом и свою профессию в частности: „Никогда в жизни! Пропади оно всё пропадом!..“ Но случается, что сидишь в кинотеатре, показываешь детям мультики, и снова возникает желание работать. Когда я вижу счастливые лица детей, которые смотрят мои фильмы, то я чувствую себя необычайно отдохнувшим», — рассказывал режиссёр.
В-третьих, мультфильм украсил завораживающий голос рассказчика. Актёр Алексей Полевой так мастерски прочитал текст за кадром, что и дети, и взрослые хотят услышать его снова и снова.
Кроме этого, в фильм вошёл и смех африканских детишек, который записали довольно оригинальным образом: детей приглашали на студию, показывали им кино без звука, а они хохотали, как говорится, от души. В итоге
Вместе с этим в ленту внесли и своеобразную импровизацию. Редактор Раиса Фричинская сама придумала вот такую фразу:
«Корабль уплывал всё дальше, а Бонифаций думал: какая замечательная вещь — каникулы!»
Едва выйдя на экраны в 1965 году, история о добром льве тут же полюбилась зрителям. Кроме этого, мультфильм получил награды в Ирландии, Румынии и Тегеране. Киновед Евгений Громов говорил о мультфильме:
«У настоящего художника нет и не может быть каникул. Он по воле собственного сердца всегда в работе, в творчестве».
А в кукольном мультфильме «Дядюшка Ау» гости на дне рождения девочки смотрят по телевизору фрагмент «Каникул Бонифация».
За прошедшие годы история о цирковом льве не утратила ни капли народной любви. И в постсоветской России этот мультфильм часто транслируют различные телеканалы. Всё это говорит об одном: советские мультфильмы не устаревают и любимы до сих пор. А из случайно увиденного материала может получиться шедевр на все времена.