Мы знаем, что после долгих лет жизни в одиночестве на необитаемом острове Робинзон Крузо обрел спутника — туземца Пятницу, которого научил английскому языку и обратил в христианство. Очевидно, что присутствие товарища, помимо избавления от одиночества, необходимо и для того, чтобы герою книги или фильма было с кем вести диалоги. (Отметим, что у Селькирка своего Пятницы не было, и моряк за четыре года пребывания на острове почти разучился говорить.)
Пятницей Ноланда стал уже упомянутый неодушевленный предмет — волейбольный мяч Вилсон, на котором он кровью нарисовал изображение лица. Чтобы Хэнксу было проще с ним общаться, в сценарии были написали специальные диалоги, и реплики Вилсона за кадром зачитывал суфлер. По словам самого актера, жизнь в условиях изоляции (как мы прекрасно понимаем, относительной) так повлияла на него, что он начал терять связь с реальностью и к концу съемок действительно начал слышать, что ему говорил Уилсон.
Пишут, что в фильме было задействовано целых три мяча, причем один из них был позднее продан на аукционе за 18 тысяч долларов. Как будто, идея Пятницы-Вилсона появилась не сразу. В первом варианте сценария Чак начинал разговаривать не с Уилсоном, а с самим собой, и произошло даже своего рода раздвоение личности на «хорошего Чака» и «плохого Чака» (очередная версия Джекила и Хайд
Через три года пребывания на острове герой Хэнкса впадает в глубокую депрессию и решает покончить жизнь самоубийством, повесившись на гнилом стволе, растущем на высоком обрыве. И только случайность (или, может быть, совет Вилсона?) спасает его от этого.
Возможно, что этот эпизод был заимствован из романа Дефо: во время пребывания на острове Крузо несколько раз впадал в отчаяние и был готов к тому, чтобы свести счеты с жизнью (нечто подобное происходило и с реальным прототипом отшельника, моряком Селькирком). Впрочем, создатели фильма не акцентируют внимание на этом эпизоде, и упоминание о нем возникает не в порядке хронологии событий, а позднее, когда он стал уже воспоминанием для героя.
— Существует множество журналов и дневников людей, потерпевших кораблекрушение и оказавшихся на необитаемых островах; оказалось, что им по силам какое-то время успешно бороться со стихиями. Они научились разводить огонь, находить воду и добывать пищу, — говорит Том Хэнкс. — Но есть еще и такой феномен, как чувство безнадежности, и когда это чувство поражает их, они сходят с ума… Конечно, это связано и с проблемами здоровья, но главное в том, что нити, связывающие нас с внешним миром, очень тонки и ненадежны и по большей части держатся на наших связях с другими людьми, которые в их случае исчезают.
Реклама
Хэнкс упомянул о том, что в какой-то момент его герой потерял всякую надежду и начал проигрывать битву, которую вел с одиночеством и отчаянием. И все-таки нити, связывавшие его с внешним миром, пусть и предельно истончившиеся — волейбольный мяч, оставшаяся не открытой посылка, которую он хотел доставить адресату, и воспоминания о невесте — спасли его и от безумия, и от самоубийства (кстати, веревка, которую он хотел использовать, чтобы повеситься, пригодилась для сооружения плота).
Один из секретов успеха фильма — история личной жизни Чака, которая приобрела характер мелодрамы. В начале фильма рассказано о том, что у героя была невеста, некая Келли Фрирс, женитьбу на которой он постоянно откладывал по самым разным обстоятельствам. Ноланд, отправившись на самолете из родного Мемфиса в Азию, попал в катастрофу; его невесте сказали, что он не просто «исчез без вести», но погиб.
Через какое-то время (судя по возрасту дочери, не слишком большое) она выходит замуж за другого — представительного и зажиточного мужчину, дантиста Джерри Лаветта, который когда-то лечил (и, как мы видим, не долечил) зубы Ноланду. Как будто, Келли уверяет Чака, что по-прежнему его любит, но все изменилось, и для нас очевидно, что она не хочет ничего менять в жизни. Да и сам Чак, как бы много ни значила для него Келли, уже смирился с тем, что прошлое не вернешь, и она для него потеряна (а кстати, не слишком ли быстро это произошло?).
Чак показал себя достаточно сильным человеком, и все-таки нам тревожно за него. Воспоминания о невесте помогли ему выжить на острове, но обстоятельства обернулись так, что Келли (особа, судя по всему, не любящая находиться в одиночестве)… нет, сказать, что она предала его, было бы неправильно, тем не менее она уже любит другого человека или, во всяком случае выбирает жизнь с ним, а не с бывшим женихом, пропавшим, а потом вернувшимся едва ли не с того света. Создатели фильма специально показали ребенка как причину, которая оправдывает ее поступок — в противном случае, он был бы еще сильнее похож на откровенное предательство.
Человек, переживший такие испытания, заслуживает награды (Робинзон в качестве «бонуса» за свои испытания получил богатство), которой могло бы стать, но не стало его воссоединение с любимой женщиной.
Какую же награду получил Чак? Он сохранил и привез с острова одну нераскрытую посылку, которую сам хочет доставить адресату (а точнее, отправителю, поскольку посылка не ушла по адресу). Что же было в ней? Это так и осталось неизвестным (хотя в одном из вариантов сценария предполагалось, что там были две бутылки мексиканского соуса — сальсы). Тогда, быть может, все дело не в самой посылке, а во встрече с курьера с отправителем?
На самом деле, в одном из вариантов сценария обыгрывался именно такой вариант. Симпатичная фермерша, постоянный клиент FedEх, была замужем в самом начале фильма, но, судя по финальным кадрам, разошлась с мужем. Почему бы Ноланду не познакомиться с ней поближе и не попробовать завязать новый роман, тем более что они теперь оба свободные люди и открыты к тому, чтобы начать строить новые отношения?
Однако герой не застает отправительницу и просто оставляет посылку у дверей ее дома. В дороге эти двое случайно встречаются, и девушка помогает ему, что называется, сориентироваться на местности (Чак не просил ее об этом, но похоже, та сама почувствовала, что он в этом нуждается). Только после того, как женщина уехала, он понимает, что именно она отправляла посылку, которую он так долго пытался сохранить и привез с другого конца света. Но он не предпринимает никаких действий, чтобы догнать ее и рассказать свою историю.
Витязь (пусть даже и FеdEx) на распутье — очень знакомая картина. Что же в итоге? Возможно, герой Хэнкса все-таки получил свою награду. И наградой этой стала жизненная развилка, которая дала ему возможность выбрать новый путь и начать новую жизнь. Ведь кто знает, может быть, его жизнь с любвеобильной Келли, женись он на ней, и не сложилась бы так безмятежно и счастливо, как он мечтал об этом на острове.