Судьбы, обожженные Чернобылем. О чем рассказывает фильм Виталия Воробьева «Мотыльки»?

Реклама

Часть 2

Ребята бродили по опустевшему городу. С возвращением Павла Аля стала сама собой. Она смеялась, заигрывала с ним, а иногда ее поведение и вовсе показывало, что она еще совсем ребенок.

Перейти к началу статьи

Они забрались в детский сад. Как же девушка радовалась игрушкам и вообще обстановке там! Глядя на их поведение, не верится, что совсем недалеко идет чудовищная борьба за жизнь, война против невидимого врага — радиации.

Один из эпизодов пробирает до мурашек. Ребята забрались в свадебный салон, где, конечно же, примерили наряды. И вот они смотрят на себя в зеркало — красивые, серьезные, даже не осознавая, что этому всему не суждено сбыться.

Чем больше темнело, тем хуже становилось Павлу. Скрываясь от патруля, ребята забрались в телефонную будку, где нацарапали такие наивные и знакомые каждому влюбленному слова: ПАША+АЛЯ=ЛЮБОВЬ. Эта надпись еще появится в конце фильма.

Реклама

В какой-то момент Павлу стало совсем плохо, он потерял сознание. И вот по проселочной дороге, залитой лучами рассвета, не обращая внимания на пение птиц (а в Украине они поют особенно потрясающе!), идет измученная и в раз повзрослевшая Аля и везет тележку, на которой лежит полумертвый Павел. Он уже давно ничего не осознает, но девушка все равно с ним разговаривает. Складывается впечатление, что так она поддерживает в себе остатки моральных и физических сил. Этот эпизод действительно ранит душу, невольно накатываются слезы…

Смотреть всё
Реклама

Аля встречает автобус с военными и обращается к ним за помощью. Она понимает, что это единственный шанс спасти Павла. Пусть он дезертир, и его ждет трибунал. Но все это потом, а сейчас главное — это жизнь любимого человека.

Так Аля и Павел попадают в московскую больницу, где лечили особенно тяжелых пострадавших от радиации. Чтобы навещать Павла, девушка осталась жить в Москве. Она в прямом смысле бедствовала, скиталась по вокзалам, питалась чем придется. Она дошла до отчаяния.

Аля продала мамины золотые часы, деньги пыталась всучить заведующей отделением, чтобы хоть минутку побыть с Павлом. Конечно, ее пытались прогнать. Тогда девушка встала на колени. Врач все поняла и допустила ее к больному на 10 минут. Впоследствии женщина по-матерински опекала Алю, пока та находилась в Москве.

Реклама

И вот Аля с замиранием сердца вошла в палату. Там под клеенчатым пологом лежал обессиливший и мучительно умиравший Павел. Он чудовищно изменился: губы запеклись, брови выпали, кожа приобрела тот особенный «ядерный загар» со страшными ожогами. Павел с трудом открыл глаза, будто почувствовав присутствие любимой. И влюбленные не могут отвести друг от друга взгляд, а за окном грохочет праздничный салют. На календаре 9 мая 1986 года.

Одним из самых пронзительных эпизодов был день похорон Павла. Как известно, погибших от лучевой болезни похоронили на Митинском кладбище в Москве. И вот хлещет теплый майский дождь, который только усугубляет тоску. Под охраной милиции привозят цинковый гроб. Аля подходит прощаться.

Реклама

В ее суровом безразличном взгляде нельзя прочесть эмоции, которые терзают ее еще молоденькую, но уже столько выстрадавшую душу. Горе настолько ее надломило, что девушка будто отрешилась от реальности и закрылась в своем маленьком мире. Даже не верится, что из жизнерадостной бунтарки Аля превратилась в рано повзрослевшую женщину, которая буквально за несколько дней познала и любовь, и горе.

Реклама

Вскоре после возвращения в Киев Аля узнала, что беременна. Только тогда у нее появились страшные признаки лучевой болезни. Кажется, что спасая Павла, она отодвинула свое здоровье на второй план. Эта задача давала ей силы жить. А теперь, когда юноши не стало, организм девушки начал сдавать перед напором неотступной болезни.

После взрыва на ЧАЭС все облученные беременные женщины обязаны были сделать прерывание по медицинским показаниям, так как был велик риск родить ребенка с уродствами. Алю тоже заставили лечь в стационар. До страшной процедуры оставалась ночь. Но в палате она невольно услышала рассказ одной из пациенток, что были случаи рождения абсолютно здоровых детей. Женщина считала, что тогда всю болезнь на себя брала мать.

Реклама

Эта фраза перевернула сознание Али. Она решила дать шанс своему ребенку, рискнуть собой. Девушка сбежала.

Фильм заканчивается уже 2000-ми годами. В опустевшую и заброшенную Припять приезжает экскурсия. Среди иностранцев есть девушка, которая так поразительно напоминает собой юную Алю. Она находит ту самую телефонную будку, где когда-то прятались от патруля Аля и Паша. На стене до сих пор читаются нацарапанные слова: АЛЯ + ПАША = ЛЮБОВЬ. Девушка кладет на телефонный аппарат куклу.

Реклама

Этой девушкой оказалась дочь Али и Павла. К сожалению, ее мать все-таки умерла, забрав на себя всю болезнь. Дочь родилась здоровой, но повторила судьбу отца — воспитывалась в детском доме…

Не зря это художественное кино было названо «Мотыльки». Именно они мгновенно погибали от радиации. Так и молодые люди, главные герои, не убереглись от невидимых лучей радиации. Вот так один день, одно чудовищное событие перечеркнуло жизни Али и Паши, и еще многих тысяч людей.

Фильм был снят в 2013 году. В роли Припяти был Славутич, находящийся в 46 км от Чернобыля. Этот город был построен для атомщиков уже после катастрофы, как когда-то Припять. Более 12 лет назад мне довелось побывать там. Это небольшой, чистый и опрятный город, жители которого очень приветливы и гостеприимны. Первое, что бросилось в глаза, это огромное количество зеленых насаждений на улицах.

Реклама

Во время просмотра фильма было очень приятно видеть знакомые улицы, площадь и вокзал. Застраивали его представители всех бывших республик СССР, поэтому кварталы названы в честь их столиц: Бакинский, Тбилисский, Ереванский и т. д.

Есть в городе и музей Чернобыля. Каждую годовщину Чернобыльской аварии около мемориала погибшим ликвидаторам проходит памятный митинг с участием школьников. Ровно в 1 час 23 минуты звонит поминальный колокол.

Реклама