Какие сцены известных фильмов было невероятно трудно снимать?

Реклама
Грандмастер

Сегодня все проблемы со спецэффектами или трюками можно решить с помощью компьютерной графики. Но такие возможности в киноискусстве были далеко не всегда. Даже сейчас уважающие себя мастера кино намеренно отказываются от «зеленого экрана» для достижения максимальной правдоподобности, а некоторые актеры исполняют сложнейшие трюки сами, несмотря на возможность пригласить дублера.

Что такое «зеленый экран»? Зеленый экран (хромакей) — это специальный термин, означающий особую технологию совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции. С помощью этого способа можно поместить людей или предметы на произвольном фоне, снятом в другом месте, что в настоящее время и делают все чаще как в кино, так и на телевидении.

Но зрители, которые застали эпоху кинематографа до «Властелина колец», «Матрицы», «Звездного пути» и почти всех серий о Гарри Поттере, ценят и запоминают кадры, в которых все сложнейшие трюки и приемы выполняются без применения компьютерной графики.

Вот пятерка фильмов, в которых использованы сложнейшие съемки.

1. Фильм: «Челюсти», 1975 г. Эпизод «Выныривание акулы с последующим обрушением на корму»
Реклама

Режиссер: Стивен Спилберг.

В ролях: Рой Шайдер, Роберт Шоу, Ричард Дрейфусс.

Согласно сюжету фильма, огромная акула-людоед нападает на отдыхающих на вымышленном курортном городе Новой Англии, острове Эмити, и паника, вызванная ее появлением, заставляет местного шефа полиции предпринять попытки поймать чудовище с помощью океанолога и профессионального охотника на акул.

Самой сложной стала сцена, где разъяренный монстр выпрыгивает из воды и обрушивается на корму судна, которое следом начинает тонуть. Механическая акула никак не хотела подчиняться человеческой воле, а однажды во время съемочного процесса даже перевернула лодку.

Реклама

Пришлось снять фильм так, чтобы акула представляла собой невидимую и ужасающую силу на протяжении большей части картины только для того, чтобы показать ее реально лишь в финальном акте. И тут режиссеру невероятным образом повезло с композитором фильма, без музыки которого знаменитых на весь мир «Челюстей» просто бы не было.

Реклама

Сам композитор Джон Уильямс позже рассказывал, что режиссер сначала не оценил его идею ввести музыкальную тему акулы-людоеда, Спилберг рассмеялся, посчитав новаторскую и немного странную идею композитора шуткой. Но в итоге из-за «выходок» главной героини режиссер пошел на то, чтобы сменить съемки модели акулы на музыку.

В фильме главным образом намекают на присутствие животного, используя для эффекта зловещую музыкальную тему, написанную Джоном Уильямсом. За эту композицию он даже был награжден «Оскаром» за лучшую музыку к фильму в 1976, а саундтрек стал одной из главных фишек фильма.

В итоге впервые «в полный рост» мы видим акулу лишь через 1 час 20 минут от начала фильма, и то недолго: с этим кадром съемочная команда вдоволь намучалась.

Реклама

2. Фильм: «Титаник», 1997 г. Эпизод «Заполнение лайнера водой»

Режиссер: Джеймс Кэмерон.

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Кэти Бейтс, Фрэнсис Фишер, Глория Стюарт, Билл Пэксто и др.

О съёмках фильма сам режиссер писал:

После того как я увидел обломки настоящего «Титаника», мне стало ясно, что я не имею права ни в чём схалтурить. Когда мы с русскими закончили подводные съёмки, я попросил всех собраться на палубе. Перед этим мы снимали всю ночь и весь день, больше 17 часов. Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу лайнера, и мы спустили на воду венок, на котором написали: «Памяти пассажиров и экипажа „Титаника“». Наш фильм — кинематографический венок этим людям.

Реклама

Съемки стали для участников фильма грандиозным событием. Специально для «Титаника» пришлось построить отдельную студию на побережье Росарито в Мексике. Макет лайнера почти в натуральную величину был воссоздан в водах огромного бассейна — финальная модель судна достигала 231 метра в длину, настоящий же лайнер был всего на 38 метров длиннее.

А чтобы добиться максимальной достоверности в эпизоде, где вода только начинает заполнять лайнер, съемочной группе пришлось использовать 40 тысяч галлонов воды. Но даже их оказалось недостаточно, в итоге объём воды был увеличен втрое. Пришлось на ходу перестраивать часть поврежденных декораций, которые не выдерживали такого напора.

Реклама

3. «Мост через реку Квай», 1957 г. Сцена обрушения моста

Режиссер: Дэвид Лин.

В ролях: Алек Гиннесс, Уильям Холден, Джек Хоукинс, Сессю Хаякава и др.

Во время Второй мировой войны группа британских солдат оказывается в плену у японцев. Пленных используют на работах по возведению железнодорожного моста через реку Квай. Это объект важного стратегического значения, и японцы пытаются уложиться в кратчайшие сроки.

Британскому командованию становятся известны эти планы, но при этом никто не знает, что в строительстве моста участвуют их соотечественники. И группа коммандос отправляется на реку Квай с задачей взорвать возводимый там мост.

В кульминации фильма мост разрушается в тот момент, когда по нему проезжает поезд. Вместо того чтобы снимать сцену с использованием масштабных моделей, создатели фильма решили построить, а затем взорвать настоящий мост в натуральную величину. Затраты времени и денег, необходимые для строительства моста, означали, что у них будет только один шанс запечатлеть эту критическую сцену на камеру.

Реклама

Не обошлось и без опасных моментов. Сначала съемочная группа построила на реке дамбу, чтобы уровень воды стал достаточно низким для съемок. К сожалению, из-за проливных дождей вода все равно поднялась, и съемки пришлось отложить на 11 дней.

Чтобы получить достаточное количество кадров взрывающегося моста, съемочная группа установила пять камер, но во время съемок произошел сбой. Поезд уже двигался по мосту, и его невозможно было остановить. Но на всем ходу поезд врезался в грузовик с генератором, и эта счастливая случайность спасла сцену.

Реклама

Благодаря тщательной подготовке (и маленькому чуду) режиссеру Дэвиду Лину удалось за два дубля снять эпизод, ставший одной из незабываемых сцен в истории кинематографа.

4. «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», 2011 г. Восхождение Тома Круза на Бурдж-Халифа

Режиссер: Брэд Берд.

В ролях: Том Круз, Пола Пэттон, Саймон Пегг, Джереми Реннер.

Том Круз — актер, известный тем, что предпочитает сам выполнять самые рискованные трюки.

Примерно в середине фильма Итан Хант (Том Круз) вместе с командой прилетает в Дубай и останавливается в отеле Бурдж-Халифа, где должна состояться сделка по передаче кодов управления ядерными ракетами. Для этого актеру надо было взобраться на внешнюю сторону башни Халифа — самого высокого искусственного сооружения в мире.

Реклама

Круз отказался и от дублеров, и от компьютерной графики — он выполнил трюк сам. Актера прикрепили к тонкому страховочному тросу, и в итоге он оказался висящим на уровне 126-го этажа. Трос потом удаляли из кадров при помощи компьютерной обработки.

Это был один из самых эффектных трюков в карьере Круза и в мировом кино.

5. «Спасти рядового Райана», 1998 г. Сцена дня «Д»

Режиссер: Стивен Спилберг.

Реклама

В ролях: Том Хэнкс, Том Сайзмор, Эдвард Бёрнс, Барри Пеппер, Адам Голдберг, Вин Дизель, Джованни Рибизи и др.

В этом фильме неугомонный Спилберг хочет во что бы то ни стало добиться правдоподобия происходящего, не используя при этом визуальные эффекты. Воссоздание штурма в день «Д» на пляже Омаха для фильма «Спасти рядового Райана» подразумевало экипировку армии, в которой были задействованы 1500 статистов, в том числе 1000 ирландских солдат. Сцена высадки войск снималась в течение целого месяца.

Реклама

Стивен Спилберг решил снимать этот эпизод с помощью ручных камер, таким образом он как бы помещал зрителя в центр действия. Техника работала блестяще, паника и боль на лицах солдат на экране непосредственно ощущались зрителями. Это феноменальное и навязчивое зрелище на сегодняшний день остается самым жестоким изображением войны, когда-либо запечатленным в реконструкции.

Реклама

На съемку отдельных кадров были потрачены целые дни. Спилберг не использовал раскадровку, чтобы выбрать нужные ракурсы. Огромные усилия, вложенные в получасовой эпизод, окупились: Спилберг получил высшую гражданскую награду США, а «Спасти рядового Райана» многие считают самым реалистичным воссозданием войны, когда-либо виденным в кино.

Эта подборка фильмов включает в себя меньше четверти кинолент с натуральными постановочными сценами. Мы видим, что когда режиссер и съемочная группа привержены реализму, нет предела, который они не преодолеют, пока работа не будет выполнена и зритель в зале не ахнет от изумления.

Реклама