На роли был подобран замечательный актёрский состав: Сергей Маковецкий, Игорь Костолевский, Максим Матвеев, Антон Шагин. В фильме почти не отступали от текста автора, хотя и были моменты, где прослеживалась интерпретация режиссёра. Наверное, так и должно быть: чтобы снять хорошее кино, режиссёр должен пропустить сюжет через себя и пережить события вместе с героями, поняв их эмоции и чувства.
В фильме всё понятно даже тем, кто не читал роман «Бесы». Игра актёров просто замечательна. Особенно поразил Николай Ставрогин (Максим Матвеев): таинственный внешний вид, холодность и даже надменность, чёрствость души, присущие юношам «бесовских» обществ.
Запомнилась и Марья Тимофеевна Лебядкина. С одной стороны, она вызывала чувство жалости, а с другой — удивляла: насколько она боготворила Ставрогина, того, кто женился на ней на спор.
Пётр Верховенский (Антон Шагин) выглядел настоящим шутом. Но это только видимость — актёр сумел показать, что внутри этого персонажа томилась прогнившая насквозь душа.
Как удивительно к месту пришёлся эпизод с бесхозными свиньями и подошедшими к ним Ставрогиным и Верховенским. Это так символично! Не зря Достоевский поставил эпиграфом к роману притчу о свиньях и бесах. Эти грязные полуголодные животные очень походили на членов тайного общества, таких же неприкаянных и готовых разорить всё вокруг. Автор будто хотел показать героям, как они выглядят со стороны.
А эпизод, когда Верховенский диктует Кириллову текст предсмертной записки?.. Как настоящий бес, он становится у левого плеча пишущего, толкая его на грех.
Огромное значение имеет и музыкальное оформление фильма. При появлении Ставрогина звучит зловещая мелодия, от которой замирает сердце. Невольно ждёшь, какую злую шутку он выкинет в следующий момент. Даже хобби у Николая Всеволодовича очень странное и беспощадное. Как можно живых бабочек протыкать иглами?
Одной из самых душераздирающих сцен является неистовство обезумевшего солдата, когда он с яростью разрубает топором икону. С каждым ударом сердце сжимается от щемящей тоски.
Среди всего этого беснования, как и должно быть, появляется сам дьявол — Пётр Верховенский. Он с ядовитой ухмылкой смотрит на происходящее, а по приезде полиции тихо исчезает. На протяжении всего фильма он ведёт себя, как змея, которая выскакивает из засады, чтобы ужалить жертву, и опять прячется. Без сомнений ясно, что для Верховенского нет ничего святого. Есть только холодный расчёт и маниакальная цель сломать устои общества, граничащая с помешательством.
Сюжет фильма насквозь проникнут идеей бунта и вызова. Даже Ставрогин — сотворённый кумир — должен был стать новым «богом» или погибнуть, как погибли отслужившие своё члены тайного кружка. Самоубийство спасло его от такого рокового финала.
Знаменателен эпизод с членом тайного общества Эркелем. Когда на допросе полицейские объявляют ему, что его мать смертельно больна, юноша равнодушно отвечает: «Старая она стала, пусть умирает». Эта фраза очень точно характеризует определенную часть молодёжи конца XIX века. Главной целью их были «взрастить» в себе человека, который, отрицая все обычаи и традиции общества, был готов на любые жертвы ради анархистских идей. Таким фанатиком и был Эркель.
В целом фильм смотрится на одном дыхании, настолько сильно он приковывает к себе внимание зрителя. Он не изуродован откровенными сценами, чем часто грешат современные режиссёры, а значит, подходит для просмотра школьниками.
Хорошая экранизация, возможно, поможет вернуть интерес к классической литературе. И если после просмотра картины зритель захочет прочесть одноимённую книгу, это будет самой высокой оценкой режиссёру.