Чем примечателен фильм «Бесы» по одноименному роману Ф. М. Достоевского?

Реклама

11 ноября 1821 года появился на свет великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Я прочла почти все его произведения, но особенно мне полюбились «Бесы». В 2014 году на экраны вышел телесериал Вла­димира Хотиненко, снятый по этому роману. В статье — мое субъективное мнение о телесериале.

На роли был подобран замечательный актёрский состав: Сергей Маковецкий, Игорь Костолевский, Максим Мат­веев, Антон Шагин. В фильме почти не отступали от тек­ста автора, хотя и были мо­менты, где прослеживалась интерпретация режиссёра. Наверное, так и должно быть: чтобы снять хорошее кино, режиссёр должен пропустить сюжет через себя и пережить события вместе с героями, поняв их эмоции и чувства.

В фильме всё понятно даже тем, кто не читал ро­ман «Бесы». Игра актёров просто замечательна. Особенно пора­зил Николай Ставрогин (Максим Матвеев): таинственный внешний вид, хо­лодность и даже надмен­ность, чёрствость души, присущие юношам «бесов­ских» обществ.

Запомнилась и Марья Тимофеевна Лебядкина. С одной стороны, она вызывала чувство жалости, а с дру­гой — удивляла: насколько она боготворила Ставрогина, того, кто женился на ней на спор.

Реклама

Пётр Верховенский (Ан­тон Шагин) выглядел настоящим шутом. Но это только видимость — актёр сумел по­казать, что внутри этого пер­сонажа томилась прогнившая насквозь душа.

Реклама

Как удивительно к месту пришёлся эпизод с бесхозными свинья­ми и подошедшими к ним Ставрогиным и Верховенским. Это так символично! Не зря Достоевский поставил эпиграфом к роману притчу о свиньях и бесах. Эти гряз­ные полуголодные животные очень походили на членов тайного общества, таких же неприкаянных и готовых ра­зорить всё вокруг. Автор будто хотел показать героям, как они выглядят со стороны.

А эпизод, когда Верховенский диктует Кириллову текст предсмертной запис­ки?.. Как настоящий бес, он ста­новится у левого плеча пишу­щего, толкая его на грех.

Огромное значение име­ет и музыкальное оформление фильма. При появлении Ставрогина звучит зловещая мелодия, от которой замирает сердце. Невольно ждёшь, какую злую шутку он выкинет в следующий мо­мент. Даже хобби у Николая Всеволодовича очень стран­ное и беспощадное. Как мож­но живых бабочек протыкать иглами?

Реклама

Одной из самых душе­раздирающих сцен является неистовство обезумевшего солдата, когда он с яростью разрубает топором икону. С каждым ударом сердце сжи­мается от щемящей тоски.

Среди всего этого беснования, как и должно быть, появ­ляется сам дьявол — Пётр Верховенский. Он с ядовитой ухмылкой смотрит на происходящее, а по приезде поли­ции тихо исчезает. На про­тяжении всего фильма он ведёт себя, как змея, которая выскакивает из засады, чтобы ужалить жертву, и опять прячется. Без сомнений ясно, что для Верховен­ского нет ничего святого. Есть только холодный рас­чёт и маниакальная цель сломать устои общества, граничащая с помешательством.

Реклама

Сюжет фильма насквозь проникнут идеей бунта и вы­зова. Даже Ставрогин — со­творённый кумир — должен был стать новым «богом» или погибнуть, как погибли отслужившие своё члены тайного кружка. Само­убийство спасло его от та­кого рокового финала.

Знаменателен эпизод с членом тайного общества Эркелем. Когда на допросе полицейские объявляют ему, что его мать смертельно больна, юноша равнодушно отвечает: «Старая она стала, пусть умирает». Эта фраза очень точно характеризует определенную часть молодёжи конца XIX века. Главной целью их были «взрастить» в себе человека, который, отрицая все обычаи и традиции об­щества, был готов на любые жертвы ради анархистских идей. Таким фанатиком и был Эркель.

Реклама

В целом фильм смотрится на одном дыхании, настолько сильно он приковывает к себе внимание зрителя. Он не изуродован откровенными сценами, чем часто грешат современные режиссёры, а значит, подходит для просмотра школьниками.

Хорошая экранизация, возможно, поможет вернуть интерес к классической литературе. И если после просмотра картины зритель захочет прочесть одноимённую кни­гу, это будет самой высокой оценкой режиссёру.

Реклама