Об исторической ленте «Дети славы» 2006 г. (Szabadsag Szerelem) у нас почти не слышно. Впрочем, это и не удивительно — фильм имеет явную антисоветскую и антирусскую в целом направленность.
Лента повествует о Венгерском восстании 1956 года, называемом в стране «кровавой осенью». В то время жители захотели освобождения от советского контроля, однако восстание было жестоко подавлено.
Главный герой фильма Сабо Корчи — молодой спортсмен-вассерболист, любимчик коммунистов — оказывается замешанным в беспорядках и развернувшейся затем настоящей революции против советского контроля над страной. После массовых расстрелов, во время которых погибли не только повстанцы, но и мирные жители, над сотрудниками госбезопасности началась настоящая расправа, а улицы Будапешта превратились в арену боевых действий.
Фильм крайне антироссийский, русские показаны в нем как безумные, жаждущие крови солдаты. Однако трагические события осени 1956 года фильм все же освещает в верной хронологической последовательности.
Идейным руководителем Венгерской революции был Имре Надь, и ему была посвящена биографическая лента «Непогребенный» (A temetetlen halott, 2004). Фильм рассказывает о последних годах жизни этого живого символа революции 1956 года.
После подавления восстания страна оставалась под контролем коммуниистов, «холодная война» продолжалась, причем замешаны были в ней не только Россия и Соединенные Штаты. Фильм 2001 года «Американская рапсодия» рассказывает о маленькой девочке Сюзи (Жужи), которую родители, спасаясь в разгар «холодной войны» от репрессий, вынуждены были оставить в родной Венгрии, а сами уехали в США. Уже будучи в возрасте около пяти лет, Сюзанна приезжает к родителям в Америку и там пытается освоиться в новом чужом мире, но потом понимает, что ей не место в США, и возвращается навестить семью в Венгрии.
Опять же в фильме будут показаны и нехорошие «Советы», и сложности жизни в коммунистической стране, где люди в середине ХХ века даже не знают, как выглядят бананы. В основу фильма режиссер Эва Гардош положила свою реальную жизненную историю. Она была той самой «маленькой коммунисткой из Чехословакии».
Вернемся еще дальше в прошлое и посмотрим, чем была Венгрия, скажем, в XV веке. Это были непростые времена для страны, когда турки наступали и завоевали больше половины страны, а Венгрия была последним кордоном на пути к Европе. При этом власть австрийской династии Габсбургов все расширялась и распространялась на венгерские земли в том числе, а католики вели войны с протестантами, к последним из которых и причисляли себя венгры.
В то самое время в Венгрии жила одна из самых влиятельных женщин той эпохи — графиня Батори. Актриса и режиссер Жюли Дельпи в 2008 году сняла качественную биографическую драму «Графиня» (с собой в главной роли), где рассказано без прикрас о жизни этой даже более кровожадной, нежели турки, графине, которая ради призрачных мечтаний о вечной молодости купалась в крови девственниц.
Жизнь этой женщины полна загадок. В частности, неизвестно, была ли действительно графиня виновна в убийствах более 650 человек, да и были ли убийства вообще. Есть версия, что католики Габсбурги подстроили все улики, потому что им на руку было ослабить протестантскую Венгрию.
В другом фильме 2008 года — «Кровавая графиня — Батори» — режиссер попытался очеловечить графиню и посмотреть на ситуацию с иной стороны: мол, Габсбурги оклеветали венгерскую принцессу, а на деле ничего садистского в графине не было. Фильм — красивая костюмированная драма, однако немного затянутая.
Фильм про Эрджбет Батори сняли и русские. Триллер «Кровавая леди Батори» 2015 года со Светланой Ходченковой в главной роли, правда, имеет мало общего с исторической правдой.
Об истории Венгрии можно многое почерпнуть в кинематографе. Как сами венгры, так и режиссеры из других стран сняли неплохие киноленты, где довольно глубоко освещается историческое прошлое этой страны.