Чему учат фильмы с Одри Хепбёрн? Часть 2

Реклама

Классической «серой мышкой» — зацикленной на своих книгах, совершенно безвкусно одетой занудой-продавщицей книжного магазина предстаёт перед нами Одри Хепберн в начале музыкальной комедии «Забавная мордашка».

Перейти к первой части статьи

Такой бы она и осталась, если бы не случайное «пришествие» избавителей от серых околонаучных будней в лице бравой команды журнала мод «Кволити», ищущего новые лица для своей обложки.

И вот, позабыв своё книжно-научное прошлое и став журнальной фотомоделью, героиня входит в мир моды, мир платьев от кутюр, фотосессий, показов и лощёной публики — и расцветает и преображается, превратившись в самую настоящую красавицу — лучезарную и обворожительную.

Так в деле как можно более широкого насаждения в народе глупости, необразованности и невежества фильм одним выстрелом убивает сразу двух зайцев:

  1. Во-первых, дискредитируется всё, связанное с книгами и чтением — а значит, со знанием: «Зачем вам книги, зачем читать, зачем все эти знания? — нашептывает голос невидимой пропаганды с экрана зрителю. — Вы же видели, что из себя представляла „книжная“ героиня Хепберн — хотите быть такими же?..» Плюс к этому профессор психологии, от книг которого Хепберн в фильме поначалу в таком восторге, при личной встрече оказывается похотливым бабником — ещё один киношный плевок в сторону науки.
    Реклама
  2. А во-вторых, по максимуму расхваливается, распиаривается, превозносится до небес, выставляется на первый план та индустрия, где яркая внешность ценится гораздо выше, нежели ум и образованность. «…И только посмотрите, — продолжает всё тот же „голос“, — каких высот она (героиня Хепберн) достигла, предпочтя Эйнштейну Гуччи, а Ньютону — Прада! Вот где вся сила, вот где вся жизнь, вот где истинный успех и принадлежность к „сливкам“ общества!..»

Мир гламурных тряпок и размалёванных безмозглых девиц на подиумах, существующий «впариванием» наивному и легкомысленному покупателю всё новых и новых своих «коллекций», преподносится кинематографом зрителю как нечто такое, на что, безусловно, стоит равняться. И не беда, если умение думать в итоге такого «равнения» исчезнет совсем — а оно вам зачем?..

Реклама

Подобный же приём был использован и в легендарной картине «Моя прекрасная леди»

Реклама
, отхватившей в своё время аж целых восемь высших наград от звёзднополосатого кинобомонда. Фильм с самого начала всячески дискредитирует тех, кто не принадлежит к высшему свету. Простые жители Лондона в нём показаны серыми, невыразительными, одинаково невзрачно одетыми фигурами, исполняющими самую грязную работу. А экранный папаша главной героини — так вообще убеждённый тунеядец, упорно не желающий работать и постоянно клянчащий деньги у всех подряд, при этом пустобрёх и демагог («Мораль мне не по карману!..»).

Реклама

И главная героиня в исполнении Одри Хепберн, изначально принадлежащая именно к этим слоям общества (поначалу в фильме она простая уличная продавщица цветов) ведёт себя на экране точно в соответствии со сложившимися по отношению к таким людям предубеждениями: она криклива, невоздержанна, грубовата, вспыльчива, явно не блещет интеллектом, да и лексикон её однозначно оставляет желать лучшего.

Однако, захотев получить более престижное место в цветочном магазине, она начинает брать уроки правильного произношения у случайного знакомого, оказавшегося известным профессором лингвистики. И достигает в этом таких успехов, что у её «сэнсэя» возникает желание вывести свою подопечную в свет. И вот, обучившись светским манерам и изысканным речевым оборотам, отмывшись, накрасившись, нацепив дорогой наряд, она вновь меняется до неузнаваемости.

Реклама

На экране нам снова демонстрируют двух совершенно разных женщин в исполнении Одри Хепберн, одна из которых — замызганная и вульгарная уличная торговка, другая — утончённая светская леди. Которая же из них в итоге одержит верх? Естественно, вторая — ведь именно такая женщина радует глаз, именно её желают зрители и ей завидуют зрительницы.

Реклама

«Вот куда надо стремиться! — вновь незримо вещает с экрана всё тот же „голос“. — Туда, где шикарные туалеты дам и разодетые джентльмены, цилиндры вместо кепок, поклоны, реверансы, сиятельства и светлейшества! Только там — реальная жизнь, а не существование, в этом мире либо пан, либо пропал, кто не там — тот на дне общества, вечно будет торговать цветами на грязных улицах!..»

Где бы все эти «паны» были, когда бы не миллионы тех, кто своим ежедневным нелёгким трудом создавал все те богатства, за счёт которых «утончённые и изысканные» как раз и могли бы жить в такой роскоши — об этом в фильме, само собой, всё так же ни единого слова…

Апофеозом всего этого киношного одебиливания масс фильмами с актрисой Одри Хепберн в главной роли стал знаменитый

Реклама
«Завтрак у Тиффани», в котором сценарист с режиссёром умудрились вывести на экран уже настолько пустое и легкомысленное создание, что на фоне него, пожалуй, бледнеют даже все прочие хепберновские «глупышки».

В «Завтраке» героиня Хепберн, само собой, нигде не работает и живёт за счёт богатых мужчин, при этом в лёгкую клянча деньги у своих поклонников и в итоге непременно оставляя их с носом. Даже и не стремясь найти себе хоть какое-то занятие, она постоянно грезит драгоценностями и каждый день приезжает любоваться на витрины ювелирного магазина, без чего у неё просто начинается депрессия. Весь фильм ведя праздные разговоры о малозначащих вещах, она целенаправленно подыскивает себе богатого жениха, всячески «окучивая» каждого встреченного толстосума.

Реклама

Картина, по ходу действия которой, глядя на поступки главной героини, складывается впечатление, что речь в ней идёт о жизни пациентки клиники для душевнобольных, временно оказавшейся на свободе, в итоге так и заканчивается ничем. И даже сильное чувство к персонажу Хепберн со стороны главного героя не сподвигает её сделать хоть что-то, чтобы придать своему существованию на планете Земля хоть какой-то смысл.

И снова два «Оскара» — это к вопросу о том, какие произведения Голливуда получают награды американской киноакадемии. А Хепберн, по её собственному признанию впоследствии, ни много ни мало, гордилась (!) этой ролью. Ролью убеждённой паразитки, за жизнь самостоятельно не заработавшей ни доллара, ветреной, тупой, легкомысленной и инфантильной, не гнушающейся знакомством с уголовниками, строящей глазки всем подряд и мечтающей выйти замуж исключительно за «богатенького Буратино».

Реклама

Таковы персонажи, подаренные мировому кинематографу одной из самых именитых

Реклама
голливудских актрис на пике своей карьеры. Образ простодушной, наивной, живущей в мечтах девочки, так и не вышедшей из подросткового возраста, хотя в кадре ей явно давно уже не четырнадцать лет, Хепберн эксплуатировала неизменно, и наивный, детский взгляд её героинь стал прямо-таки классическим антиподом интеллекту.

И ведь такие кумиры нравились и нравятся, им подражают, исходя из таких образов, строят свою жизнь… А какую жизнь, беря за пример её персонажи, можно было бы построить? Чему созданные ею на экране образы научат молодых зрительниц, при входе во взрослую жизнь вовсю задающихся вопросом: с кого бы её строить?..

Реклама