Может ли Л. Н.Толстой стать кинозвездой?

Реклама

Ни для кого не секрет, что фильмов, снятых по произведениям Льва Николаевича Толстого, очень много. Его книги экранизируют как российские, так и зарубежные режиссеры. Несомненно, Толстой — титан мирового масштаба. Своим творчеством, трудом и мировоззрением он оказал огромное влияние на многие сферы деятельности искусства.

Для Авдотьи Смирновой, которая уже экранизировала сериал по мотивам романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», опыт работы с русской классикой в кино не новый. На этот раз толчком для создания фильма «История одного назначения» послужила глава из книги П. Басинского «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой. История одной вражды».

Сценарий, созданный совместно с П. Басинским, А. Смирновой и А. Пармас, был удостоен премии «Золотого орла» в номинации за лучший сценарий, приза зрительских симпатий и награды за лучший сценарий им. Горина на кинофестивале «Кинотавр».

Сюжет фильма разворачивается вокруг истории из жизни поручика Григория Аполлоновича Колокольцева (Алексей Смирнов). Уже в экспозиции назревает конфликт между ним и его отцом (Андреем Смирновым). Младший сын Колокольцева, в отличие от старших, ведет крайне непристойно-ребяческий образ жизни. Чтобы доказать обратное, главный герой в порыве гнева намеревается осуществить свой перевод из Москвы в обычную роту.

Реклама

По дороге в пункт назначения Григорий знакомится с тем самым Толстым (Евгений Харитонов), которому впоследствии немного подпортит жизнь. Может, под воздействием образа графа, может, из-за желания произвести впечатление на него, а может, из-за своей юношеской самонадеянности Колокольцев младший задумывает начать преобразования в роте для просвещения солдат.

Реклама

Прибыв в полк, Григорий Аполлонович знакомится с еще одним персонажем, которому он уже не просто испортит жизнь, а станет причиной ее кончины. Писарь Василий Шабунин (Филипп Гуревич) — интерпретация гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина в армии. Его все обижают, смеются над ним, заставляют обманывать, делать то, чего он не хочет, а за непослушание его бьют.

Особенно он страдает от ненавистного капитана (Лукаш Симлат), с которым Колокольцев уже в первый день встречи успевает поссориться. Не спасает даже привычный для Григория Аполлоновича способ решения проблем: откупиться от всего, в данном случае дорогим вином. С этого и завязывается конфликт между ними. Несмотря на всю неподкупность капитана, в его роте царит казнокрадство, вызванное как раз-таки его бюрократизмом и отдаленностью от жизни солдат.

Реклама

Другом Колокольцева в армии становится прапорщик Александр Матвеевич (Сергей Уманов), на жизнь которого, к сожалению, герой также окажет негативно-смертельное влияние. Его прототипом является сам разжалованный Стасюлевич, с которым Толстой познакомился в 1853 году на Кавказе. Его судьба отчасти послужила для писателя толчком для создания рассказа «Разжалованный», чему сам Александр Матвеевич (уже в фильме) не очень-то и рад.

Проблема Григория Аполлоновича кроется не в детской наивности, а в его такой же отдаленности, как и у капитана Казимира Бронеславовича, от простого русского народа. Они не понимают его, в отличие от Шабунина или прапорщика Стасюлевича, к которому этот народ тянется. Вот и жена Толстого, Софья Николаевна (Ирина Горбачева), которая превратилась в не следящую за собой «самку», не понимает, за что ее муж так сильно любит этот дикий безграмотный народ. А ведь именно в этой отдаленности от жизни простых людей и видел Лев Николаевич (уже настоящий) одну из основных причин поражения

Реклама
Наполеона в войне 1812 года.

Несмотря на то что Колокольцев считает себя антиподом капитана Яцевича, в ходе фильма становится понятно, что Григорий является двойником того, на кого он больше всего не хочет быть похож. Те пороки, за которые Григорий Аполлонович ненавидит капитана, постепенно появляются и в самом герое. Его желание сделать все, чтобы отец им гордился так же, как и старшими братьями, делает из него нравственного калеку.

Реклама
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». К концу фильма незамысловатые составляющие толстовской аксиомы постепенно покидают главного героя.

Григорий Аполлонович, к большому несчастью писаря Шабунина, проникается к нему состраданием. «Маленький человек» — мученик, которого никто не понимает. Нет ему счастья в роте. Не зная, кто его отец, сначала в шутку, а потом и всерьез он начинает верить, что Колокольцев — его брат. Как и Иисус, который был единосущным сыном Богом, так и он сын лучезарного древнегреческого Бога Аполлона. Верит герой, что и жить он будет в утопии, смешанной с раем и сказкой.

На этот раз, к сожалению для него, «маленький человек» идет на бунт. Испугавшись, что его заветные мечты никогда не сбудутся из-за капитана, он дает ему пощечину. Колокольцев пытается доказать его невиновность, но быстро осознает, чего это ему будет стоить. Доводы полковника, последствия, которые могут ожидать Григория Аполлоновича за защиту обвиняемого, и присутствие отца на суде не смогли противостоять красноречивому выступлению Толстого. Зато отец стал наконец-то доволен сыном, ведь тот исполнил свой долг и поступил по закону.

Реклама

Для народа Шабунин — праведник и мученик, на котором и стоит земля русская. Для государства он — враг, который своим поступком провоцирует бунт. Но для Льва Николаевича писарь — человек, который, как и любой другой, достоин своего маленького счастья.

Как и великий писатель, кинорежиссер Авдотья Смирнова провела Григория Колокольцева через ряд испытаний, которые, к сожалению, он не смог преодолеть. Его духовный путь отличается от нравственных исканий князя Андрея и Пьера Безухова. Как и Печорин М. Ю. Лермонтова, который вмещал в себя пороки всего поколения, так и Колокольцев состоит из изъянов всего общества в целом.

…Болезнь указана, а как ее лечить — это уж бог знает.

Реклама