Чему учат фильмы Золотого века Голливуда? Часть 1

Реклама

Кино практически сразу же, как только стало массовым, понесло в народ нужные установки. В голливудских произведениях 30−40-х годов курс был взят на всецелое прославление и возвеличивание двух «титанов» Запада — Великобритании и США — и полное оправдание их политики: как внешней, так и внутренней.

В фильме «Мятеж на „Баунти“», к примеру, чернокожее рабство преподносится как нечто, вполне приемлемое: в самом начале сюжета легко, непринуждённо сообщается о том, что миссия судна «Баунти» как раз и состоит в том, чтобы привезти на острова Вест-Индии саженцы хлебных деревьев, дабы выращивать дешевую пищу для рабов. И дальше эта, весьма неудобная для потомков хозяев чёрных невольников, тема благополучно замалчивается.

Заканчивается картина просто донельзя пафосно. В конце фильма под бравурную музыку восторженно восклицается: «Будем бороздить моря во славу Англии!» Со времён Колумба и Магеллана благословляемые Британской короной пиратство, колониальные захваты, войны, грабёж колоний, истребление аборигенов по всему миру, работорговля и прочие «славные» деяния англосаксонской нации, естественно, благополучно остаются за кадром, на первом же плане — сплошь доблесть и отвага исполненных гордостью за свою отчизну британских моряков.

Реклама

Германия в итоге покаялась за нацизм, Великобритания и Штаты ни за геноцид американских индейцев, ни за чёрное рабство и не думали каяться никогда. Фильм получил «Оскара» в номинации «Лучший фильм».

В фильме «Мистер Смит едет в Вашингтон», едва главный герой попадает на Капитолийский холм, за кадром под торжественную музыку звучат высокопарные слова о декларации независимости, конституции США, жизни, свободе, праве на счастье, «правительстве народа и для народа» — и пришедшие туда же американцы в благоговении снимают шляпы.

Реклама

«Это правительство народа, волею народа и ради народа никогда не исчезнет с лица этой страны!» — восторженно поют актёры в фильме «Янки Дудл денди», воздевая руки к памятнику Аврааму Линкольну.

«…Я вижу начало новой страны… я вижу, как генерала Гранта — того самого вчерашнего простого мальчишку из Огайо — приводят к присяге президента. И такое может случиться только в такой стране, как Америка…» — пафосно заявляет герой Гари Купера в фильме «Мистер Дидс переезжает в город» — настоящее идолопоклонство перед страной дяди Сэма прёт с большого экрана нескончаемым потоком.

Реклама

На чьих костях «такая страна Америка» создавалась, американский кинематограф вам, конечно же, никогда не расскажет. Отрицать то, что до пришествия в Западное полушарие переселенцев из Европы на американском континенте жили индейцы, глупо — слишком много доказательств обратного.

Как же внятно объяснить зрителю, почему в ходе разворачивания звёзднополосатой державы её коренные жители в массе своей не выжили, не ударив перед ними в грязь лицом? Верно — изобразить краснокожих кровожадными варварами, всегда нападающими первыми безо всякой причины и при этом настолько дремучими, патологически злобными и агрессивными, что, не избавившись от них, вряд ли можно было бы рассчитывать на какое-то более-менее стабильное и безопасное существование среди каньонов и прерий.

Реклама

Что Голливуд с успехом и делает: в фильме «Дилижанс» индейцы под предводительством легендарного Джеронимо выставляются разбойниками, коварно нападающими на мирный экипаж. Реальный вождь апачей-чирикауа Гоятлай, как раз и вошедший в историю под этим псевдонимом, действительно грешил нападениями на мирных поселенцев, но изначально конфликт между аборигенами и пришлыми разожгли последние, напав на его лагерь и убив всю его семью.

Реклама

Однако в фильме, само собой, обо всём этом ни слова и индейцы однозначно изображаются отмороженными бандитами. Сам Джеронимо получает несомненный ореол отпетого злодея и головореза, женщина-индианка, предав мужа-мексиканца — хозяина постоялого двора, куда прибывает экипаж — вероломно сбегает к апачам, дабы сообщить им о приближающемся дилижансе и обречь его пассажиров на неминуемую смерть. Белые же в фильме — отважные герои и защитники прекрасных дам. В итоге «Дилижанс» получил два «Оскара».

«Непобеждённый» всё с тем же Купером: индейцев вновь изображают исключительно отсталыми, примитивными мракобесами, от которых опять же — вроде как и избавиться-то не грех. Сначала пущенная из засады стрела краснокожего поражает одного из спутников главного героя. Затем индейские женщины устраивают шумную потасовку из-за красивого платья, снятого с главной героини, которую, попавшую в плен к краснокожим, «чингачгуки» собираются казнить мучительной смертью. А планирующий напасть на поселения белых вождь племени сенека Гайясута с апломбом заявляет: «Форты белых будут гореть! Все умрут! Женщин сожгут!..»

Реклама

О чудовищном геноциде индейцев белыми в фильме опять ни единого слова, и зритель, естественно, начинает думать, что краснокожие патологически кровожадны и способны вырезать несчастных белых, как скот — просто так, безо всякого повода, удовольствия ради.

Реклама

«Дикари будут жечь, и мучать, и убивать, пока не получат всё!..» — в сердцах восклицает главная героиня, увидев убитую краснокожими семью белых переселенцев. «Мы новый мир, мы сильны и свободны, у нас есть вера в себя!» — пафосно заявляет главный герой, распевая дифирамбы колонизаторам.

В итоге подданные Гаясуты оказываются как жестоки и коварны (жителей капитулировавшего перед ними форта они истребляют всех поголовно, не пощадив даже женщин и детей), так и непроходимо невежественны и глупы: главному герою за фильм удаётся аж дважды их обмануть. В первый раз — с помощью самого обычного компаса, выдав его за источник магических сил, второй раз — посадив убитых солдат в повозки и выдав их колонну за приближение большого отряда. И в награду за такой фильм — вновь премия «Оскар».

Реклама

Ещё в одном фильме, снова с Гари Купером в главной роли — «Далёкие барабаны» — вновь индейцы (на этот раз семинолы), напав первыми, захватывают в плен белых поселенцев — и главный герой-американец со своей командой отважно идёт выручать несчастных пленников. Захваченных в плен солдат краснокожие живыми бросают в яму с крокодилами — так фильм снова живописует их кровожадными дикарями.

Фильм не снискал высоких наград американских киноакадемий, но само участие в нём такой звезды, как Купер, несомненно, обеспечило ему солидную «кассу»…

Продолжение следует…

Реклама