Начнем с того, что Квентин Тарантино, хоть и был сыном актера, никакого «кинообразования» не получил, не посещал ни одного «киноинститута». Он даже не закончил школы — бросил учебу в 15 лет и стал работать билетером в кинотеатре, где показывали «очень взрослые фильмы». Можно сказать, что попасть в недостижимый мир Голливуда ему помогли удача, страсть к кино и смелость.
Свое оскароносное «Криминальное чтиво» он писал на отрывках блокнотов, а после надиктовывал его по телефону ассистентке известного режиссера. Все свободное время он проводил перед экраном, впитывая все фильмы, которые находил: и хорошие, и плохие. Возможно, именно такой теоретический опыт и пример других режиссеров помогли ему выработать свой индивидуальный стиль. Он проявился еще в «Бешеных псах», первом самостоятельном фильме, а полностью раскрылся в «Криминальном чтиве».
В работах Тарантино прежде всего стоит отметить, наверное, длинные диалоги героев. Они нисколько не скучны, а наоборот, невероятно информативны и полностью раскрывают характеры. Беседа двух друзей в машине, встреча давних подруг за круглым столом кафе или долгий ленивый разговор охотников за головами в карете, мчащейся по бескрайним снегам — все это дополняет ситуацию, которую предлагает нам знаменитый режиссер, и не утомляет ни на секунду. Вы готовы и дальше слушать болтовню о массаже ступней или о фильмах про угон машин, до того это органично и непосредственно в кадре.
О диалогах Тарантино можно сказать только одно — это его конек, его стихия, где он раскрывается как гениальный сценарист.
Нелинейность повествования или необычный хронометраж — еще одна уникальная фишка его почерка. Вспомните только беспорядок глав в «Чтиве». Напоминает «Героя нашего времени», не так ли? Конечно, эти классики несравнимы, но такой способ повествования дает режиссеру и писателю сказать гораздо больше и подать сюжет намного динамичнее.
А как насчет последнего фильма Квентина — «Однажды в Голливуде», где добрые два часа он заставил нас наблюдать размеренную скучную жизнь уходящего в небытие актера спагетти-вестернов и его друга-каскадера, а затем одарил 10 минутами альтернативной исторической версии истории семьи Мэнсона с традиционной динамичной дракой? И это побоище произвело эффект ледяного душа после теплой усыпляющей ванны.
К слову, об альтернативных версиях в мировой истории. В своем первом историческом фильме о Второй мировой, «Бесславных ублюдках», Тарантино не изменил своему стилю и поджег Гитлера в кинотеатре, тем самым предложив свой вариант развития событий. Историю, конечно, нельзя переписать, что было, то было, но кто запрещал фантазировать?
Нельзя не отметить уникальную операторскую работу. Всем известно, что Тарантино нередко сам вставал за камеру и придумывал варианты съемки кадра. И это также вошло в его неповторимый почерк. «Взгляд из багажника» или «голландский угол», «мексиканский тупик» когда три дула смотрят друг на друга, а также традиционный описываемый камерой круг вокруг говорящих за столом никогда не дадут заскучать и дополнят его картины.
Деталь также важна режиссеру в кадре. Именно она многое может поведать нам о характере героя. Обратимся к «Бесславным ублюдкам», а именно к Гансу Ланде, закоренелому расисту-эсэсовцу, которого за успешные поимки евреев прозвали «Охотником на евреев».
Тарантино негласно заявляет нам, что Ланда — своеобразный отрицательный Шерлок Холмс. Об этом нам говорит его огромная и нелепая курительная трубка в первой сцене на ферме, а также острый ум. Помните, как он пожимал руки дочерям фермера? Никакой это не знак вежливости. Полковник щупал пульс, дабы проверить, напуганы ли девушки его визитом, скрывают ли они у себя врагов рейха.
Таких деталей и намеков очень много, и если вы не замечали их раньше, то это лишь повод пересмотреть внимательнее фильм и разглядеть в нем не только кровавое побоище.
Кстати, об этом. В заключение хочется сказать о глубоком подтексте в фильмах Тарантино, его своеобразной философии.
Знали ли вы, что его любимым писателем и поэтом является Борис Пастернак? Теперь знаете. Творчество нашего покойного соотечественника во многом повлияло на режиссуру Тарантино. Библейские отсылки, воспевание кино прошлых годов и столетий, эволюция героев или их полная душевная деградация, как это случается с Джулсом Уиннфилдом и Винсентом Вегой — все это говорит о Тарантино, как о великом режиссере и тонком психологе, который мастерски рассказывает нам с экрана истории. А не только как о любителе крови и вестернов.
Теперь вы прозрели?..