Синий, оранжевый, розовый... Как мы выбираем фильмы?

Реклама
Грандмастер

Все мы время от времени смотрим фильмы дома по телевизору, на компьютере, гаджете или в кинотеатре. Какие-то афиши нас цепляют, мимо других мы проходим мимо. И дело не только в названии фильма.

Например, название «Афера» относится к доброй дюжине картин разной степени завлекательности. На подсознательном же уровне мы непроизвольно реагируем на цвет постера.

С появлением активного использования фотошопа в графическом дизайне в 90-е годы прошлого столетия голливудские магнаты потерли руки от радости — появление постеров, выполненных в компьютерной графике и в определенной гамме, обещало вызвать настоящий кинобум. А всего-то и дел — дизайнеры постеров к фильмам применили известный живописцам еще с XVII века эффект цветового круга.

Википедия: Цветовой круг — способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Секторы круга представляют определяемые цвета, размещённые в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света, причем в круг добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета.

Реклама

Комплементарные цвета и их сочетание

Каждый из нас со школьной скамьи помнит магическую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Цветовой круг представляет собой расширенную гамму семи основных цветов.

Если рассмотреть внимательно радужное кольцо, можно увидеть, что каждый цвет представляет собой «оппонент» цвета, находящегося строго по другую сторону круга. Холодные цвета (синий, голубой, бутылочно-зеленый) конкурируют с теплыми (красным, желтым, оранжевым).

  • Такие пары-оппоненты назвали комплементарными (так пишется в Википедии, некоторые используют термин комплиментарный), поскольку выяснилось, что в паре они усиливают друг друга, и картина, выполненная в этих сочетаниях, становится насыщеннее и ярче, чем сразу приковывает взгляд неискушенного посетителя в картинной галерее (искушенные обычно следуют прямо к любимым произведениям).
    Реклама

Это воздействие достигается на уровне подсознания человека, так как глубокий художественный контраст неявно влияет на наши эмоции и восприятие.

Зная об этих особенностях усиления эффекта, импрессионисты вовсю использовали комплементарные цвета в своих работах. Вспомним картины Клода Моне, Писсарро, Ренуара и Ван Гога. Одна только «Звездная ночь» последнего является классической иллюстрацией описанного эффекта.

Реклама

Усиление цвета, благодаря которому произведение позволяет добиться такого эффекта, в конце 90-х стало вовсю использоваться художниками-графиками при создании красочного постера для фильма: до этого каждую афишу рисовали художники более или менее правдоподобно, в зависимости от мастерства исполнителя. Иногда произведение плакатиста оказывалось жалкой потугой на кадр из фильма.

Реклама

И вот настала эра компьютерной графики со всеми ее возможностями, разве что 3D объем на плакатных рисунках еще не дается, но в каком-то другом виде он появится в скором будущем. Дизайнеры постеров обрадовались фотошопу, как ребенок, которому подарили собственный айфон, а дуэт темно-синего с оранжевым стал их любимым позаимствованным у знаменитых художников приемом.

Синий и оранжевый — главные

Почему эти два цвета выиграли гонку за лидерство? Ответ прост: герои фильмов чаще всего живые люди или похожие на них «оборотни» разного происхождения. Какого цвета лицо человека, если он не чернокожий? Телесного.

Но известно, что телесный цвет на белом полотне блекнет и для выразительности его необходимо усилить. Остаются различные оттенки насыщенного бежевого, желтого вплоть до оранжевого. А чем усилить оранжевый — конечно, комплементарным синим или лучше темно-синим. Oranges and Blues. Вот тогда случится магия.

Реклама

В статье в «TV Tropes» говорится, что в творчестве, несмотря на ненатуральность, эта комбинация несет особый смысловой заряд.

Какие же чувства вызывают кадры с таким сочетанием? Напряжение и тревогу. Эмоции, как раз подходящие для детективов, триллеров, фильмов ужасов, экшена, страшноватого фэнтэзи. Вспомним хотя бы классику: «Аватар», «Трансформеры», «Бросок кобры», «Бегущий по лезвию», «Мстители», «Игра в имитацию», «Безумный Макс». Каждый навскидку может сам вспомнить десяток постеров фильмов, выполненных в этой цветовой гамме.

Реклама

Хотя сам синий без оранжевого может восприниматься как мирный: небо, океан, животный мир — «Атлантида», «Океан», «Голубая планета».

Но если на синем фоне вдруг появляются контрастные красные буквы, то зрителя однозначно ждет хоррор — «Бездна», «Синяя бездна» с ее сиквелами.

Другие оттенки постеров

Покончив с ужасами, переходим к другим цветам радуги. Что вы представляете, видя зефирно-розовые тона, сердечки, шарики, губки? Она, родная мелодрама, чаще только для юных девушек. Но иногда и для зрелых женщин.

То же самое можно отнести и к изображению влюбленных парочек, где он и она сидят, прислонившись к спине партнера — конечно, фильм про любовь. Скорее всего, легкий и романтичный, подходящий для отдыха.

Реклама

Если на постере изображено большое лицо, а фигурки людей внизу маленькие — тоже мелодрама, но может быть и драма. Эмоции обещают быть покруче.

Реклама

Если мы видим на постере один огромный страшный глаз, как в «Психо», — ждите очередного психологического триллера и ужастика.

Главный герой изображен спиной к нам, то есть зрителям, — приготовьтесь к драме, в которую нас окунут вместе с героем фильма. Понервничаем, выпустим пар, и свои проблемы покажутся мельче.

Если в фильме занят известный актер, зритель пойдет «на него». Но для загадочности фигура будет изображена не плакатно-плоско, а с изюминкой: например, «он» стоит вполоборота и бросает взгляд через плечо.

Реклама

Если же героиня — женщина, можно быть уверенным — это та еще штучка, и она покажет герою и зрителю «небо в алмазах». Независимо от фона постера.

На постере изображен главный герой, причем фигура (или лицо) наклонена под углом — почти наверняка триллер. Если к тому же фон представляет пятьдесят оттенков синего, то еще и с леденящими кровь ужасами. Зрителей ждет реальная нервотрепка.

Черный, белый и огненный — типичный боевик. Женщины, как правило, идут готовить ужин.

Бывает, что на постере закрыты какие-то части лица, например, рот — «Молчание ягнят» идеальный пример для определения жанра. Если же завязаны глаза, то главный герой собрался идти до конца в борьбе — то ли с правительством, то ли с мафией. Что иногда одно и то же.

Реклама

Крупный шрифт перечеркивает крупное же лицо, чаще всего, мужское — герой обещает оказаться необычным и даже эксцентричным.

Реклама

Красное платье на героине — скорее всего, милая мелодрама или комедия, может быть, романтическая комедия. Расслабьтесь и получите удовольствие!

Темные очки давно уже не признак шпионских страстей. Огромное количество постеров любят этот имидж — зритель сразу западает на интригу.

Когда-то на форуме, посвященном кино, один анонимный пользователь описал свой метод выбора фильма для просмотра (орфография сохранена, лексика — насколько возможно):

«1. Захожу на торрент. Открываю тему с фильмом.
2. Смотрю на постер, цвет и картинку. Если там облачка, розовые сопли, собаки, дети или другие животные — рефлекторно жму backspace. Если на обложке какой-то тупо… мотив (с большими красненькими буквочками) — туда же.

3. Далее смотрю жанр. Мелодрамы сразу… Драмы очень под настроение, и как правило их пропускаю.
4. Страна. Франция/Корея/Африканская_страна_нейм — … подальше.

5. Ну и напоследок рейтинг IMDB смотрю. Ниже 6 закрываю».

Вот такой беспроигрышный анализ фильма. И зачем теперь искать рейтинг какого-то IMDB (крупнейшая в мире база данных и веб-сайт о кинематографе), когда по фону, картинке и, в лучшем случае, списку актеров и так все ясно?

Реклама