Как начиналась война? Брестская крепость

Реклама
Путешественник

«Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет, но сквозь отдушины в подвал то и дело врывались ослепительные вспышки. Вздрогнули стены каземата, с потолка сыпалась штукатурка, и сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Наружную дверь смело взрывной волной, и Коля видел оранжевые сполохи пожаров. Узкий коридор уже заволакивало дымом, пылью и тошнотворным запахом взрывчатки. Тяжко вздрагивал каземат, все вокруг ныло и стонало, и было 22 июня 1941 года: четыре часа пятнадцать минут по московскому времени…»
Борис Васильев. «В списках не значился»

Брестская крепость находится на западной границе Беларуси в месте впадения реки Мухавец в Западный Буг, по которому, в свою очередь, проходит граница Польши с Беларусью. Крепость состоит из нескольких частей.

Реклама

Центральное укрепление — цитадель — расположено на естественном острове, образованном двумя рукавами Мухавца и руслом Западного Буга. Вокруг цитадели устроены три искусственных острова, на которых расположена круговая система обороны, состоящая из трёх укреплений — Кобринского, Тереспольского и Волынского.

Строительство крепости началось русскими войсками в 1833 году на месте, где раньше находилось городище Берестье. Работы были закончены к 1842 году. В конце XIX века укрепление было модернизировано. В ходе Первой мировой войны крепость была позорно сдана отступающими русскими войсками немцам, после чего была передана полякам.

Реклама

В 1939 году, после начала Второй мировой войны и захвата Польши немецкими и советскими войсками, крепость была торжественно передана Советскому союзу. В честь этого на центральной улице Бреста даже был устроен совместный военный парад вермахта и красной армии. В 1941 году крепость была западным форпостом Советского союза, которому было суждено принять на себя первый и самый сильный удар фашистских войск в Великой Отечественной войне.

22 июня в 4 часа 15 минут утра по московскому времени начался артиллерийский обстрел крепости, в результате которого были уничтожены склады, повреждён водопровод и прервана связь.

Реклама

Сегодня всех посетителей крепости как дань памяти о тех минутах встречает голос Юрия Левитана, сообщающий о нападении германских войск на Советский союз.

Малоизвестный факт: 22 июня 1941 года этот текст по радио был произнесён не Левитаном, а Молотовым. Ну, а данная запись, знакомая каждому, кто был рождён в Советском союзе, была подготовлена в 1950-е годы для истории.

Реклама

В 4:23 начался штурм крепости. На укрепление были брошены около полутора тысяч пехотинцев вермахта. Если быть совсем точным, крепость штурмовали не немцы, а австрийцы — именно из них состояла 45-я пехотная дивизия вермахта, первой перешедшая границу Советского союза. При этом неожиданность немецкой атаки привела к тому, что немцы вначале не встретили особого сопротивления и насквозь проскочили Тереспольское укрепление и цитадель, дойдя до Кобринского укрепления.

Только после этого защитники крепости опомнились, и ударили проскочившей вперёд дивизии с тыла. После некоторой неразберихи и ряда штыковых атак к 10 часам утра крепость была полностью окружена. В цитадели осталось около 7−8 тысяч

Реклама
советских солдат.

С первых дней обороны начались большие проблемы с водой — водопровод был повреждён в первые минуты войны, а все подходы к окружавшим цитадель руслам рек простреливались войсками вермахта.

Реклама

В ночь на 23 июня артиллерийский обстрел крепости продолжился. В перерывах немцы настойчиво предлагали защитникам прекратить сопротивление. Около двух тысяч советских солдат сдались. Организованная оборона крепости продолжалась до 27 июня. К этому времени большая часть крепости была уже занята войсками вермахта, но несколько зданий всё ещё удерживались несколькими сотнями советских бойцов.

Реклама

30 июня фашисты начали использовать 600-мм артиллерию, стрелявшую двухтонными зарядами, оставлявшими тридцатиметровые воронки. После этого защищать крепость осталось лишь несколько изолированных групп и отдельных бойцов, периодически делавших попытки уйти к партизанам в Беловежскую пущу.

Реклама

Точечная оборона крепости продолжалась вплоть до конца июля-начала августа 1941 года. В одной из казарм позже была найдена выцарапанная на стене неизвестным защитником крепости надпись «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII-41.»

Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.

Реклама

Борис Васильев. «В списках не значился»

Скорее всего это всего лишь легенда о солдатах победы, растиражированная советской пропагандой, но то что крепость по праву заслужила своё звание Героя, думаю, сомнению не подлежит…

Реклама

Статья подготовлена по материалам моего блога
Vladimir Kezling

Реклама