Фирму основал Эрнст Вернер фон Сименс, родившийся 13 декабря 1816 года в Нижней Саксонии недалеко от Ганновера в семье фермера Христиана-Фердинанда Сименса. Мальчик был четвертым ребенком, а всего в семье было 14 детей.
Сын фермера с отличием закончил гимназию, а потом поступил в артиллерийское училище. Отучившись, стал служить в ремонтных артиллерийских мастерских в Берлине. Здесь, помимо своих прямых обязанностей, он занялся изучением физических наук и изобретательством.
Вскоре вступил в Физическое общество и в 1846 году был переведен в комиссию генштаба, занимавшуюся подготовкой внедрения электротелеграфии. Электричество и его возможности его пленили, и он решил заниматься именно этим.
Уже в октябре 1847 года в Берлине инженер-электрик Вернер фон Сименс и инженер-механик Иоганн Георг Гальске основали компанию Telegraphen-Bauanstalt von Siemens & Halske («Телеграфное строительное предприятие Siemens & Halske»).
Вначале в компании изготавливали стрелочный телеграф. Но уже существовал телеграф, в котором по приходе сигнала двигалась стрелка, показывая, какую букву передали по проводам. Для работы такого телеграфа нужно было много медного провода, который надо было сделать. А кроме этого, прежде чем что-то передать, надо было сначала проложить линию, запитать ее электричеством, разместить аппараты. В общем, линию надо было еще построить.
Первой телеграфной линией Европы была линия Берлин — Франкфурт-на-Майне. Ее проложили 1848 году. А инженер Сименс продолжал изобретать.
Пожалуй, историю фирмы «Сименс» можно разбить на несколько главных этапов.
Первый этап — с 1846 по 1918 г.
В этот период фирма просто фантастически быстро развивалась и осваивала все новые и новые технологии, связанные с использованием электричества. Но вначале строила телеграфные линии. Ведь их надо было проложить в Европе и Азии. В 1848−1849 г. компания проложила свою первую телеграфную линию Берлин — Франкфурт-на-Майне.
В 1849 году в Англии появился первый филиал компании в Лондоне, руководил им Вильгельм фон Сименс, брат Вернера. Затем в Англии открылись фабрики Сименса по производству кабеля. Инженеры фирмы придумали машину, осуществляющую покрытие кабеля гуттаперчей. Затем была придумана машина, затягивающая кабель в свинцовую трубу и обжимающая ее, и такие кабели уже можно было прокладывать под водой.
В 1851 году Дания, а в 1852 году Нидерданды заказали оборудование, позволившее связать эти страны телеграфной линией.
В 1853−1855 г. компания «Сименс» построила свыше 10.000 км телеграфных линий в России, от Хельсинки до Крыма.
В 1853−1854 г. были построены телеграфные линии в Швеции. Потом фирма стала строить телеграфную сеть Османской империи.
Постройка Индоевропейской телеграфной линии была начата в 1868 году. Строительство длилось два года, уже в 1870 году линия Лондон — Калькутта была открыта. Она последовательно проходила через Берлин, Варшаву, Одессу, Керчь, Тифлис и Тегеран. Длительность прохождения телеграмм от Лондона до Калькутты составляла всего 28 минут, что тогда казалось чудом.
Но фирма занималась не только телеграфом. Здесь была изобретена динамо-машина. Когда наладили производство, «Сименс» стала их поставлять на различные электростанции по всему миру. Здесь улучшили телефонный аппарат Белла и стали его производить и поставлять во все страны.
На фирме отработали технологию работы с вольфрамом и стали производить лампочки накаливания вольфрамовой нитью, которые работали намного дольше, чем их предшественницы.
Наконец, в начале XX века было начато производство АТС для телефонизации европейских стран. Был усовершенствован телефон Белла, изменения запатентовали и начали производить новые аппараты.
Концерн раскинулся на нескольких континентах и производил разнообразное электрооборудование и оборудование связи. Но тут грянула Первая мировая война…
Второй этап — с 1918 по 1945 г.
После поражения Германии в Первой мировой войне фирма Siemens & Halske потеряла до 4/5 своих активов, все ее отделения в странах Антанты были конфискованы. Управлять фирмой стал третий сын основателя Карл Фридрих фон Сименс.
Фирма продолжила производство средств связи, ламп накаливания, но теперь здесь было развернуто и производство различного электроинструмента и бытовой техники. Пылесосы «Сименс», стиральные машины, фены, утюги и многое другое производилось в различных подразделениях фирмы. Названия у них часто бывали разные, но всех их называли «Домом Сименс», отчасти — дабы избежать названия «концерн».
Карл Фридрих фон Сименс был в оппозиции режиму Гитлера, но после его смерти в 1941 году фирма тесно сотрудничала с нацистским режимом. Здесь делали средства связи, радары, электрооборудование для различных систем вооружений (корабли, танки, автомобили), прожектора, взрывчатку и многое другое. Здесь работало более 50.000 узников лагерей… Фирма очень тесно была связана с нацистами, да и в ее управление были введены представители режима.
Третий этап — с 1945 г. по наше время
После поражения нацистской Германии все заводы фирмы, находившиеся в зоне советской оккупации, были национализированы. Головной офис в Берлине был закрыт, а новый открыт в Мюнхене, в союзнической зоне оккупации. Большая часть руководителей — те, что были присланы от режима Гитлера, — были арестованы и преданы суду или просто бежали.
Но сама фирма осталась и снова начала возрождаться. Здесь начали производство электрического медицинского инструмента, разработали и начали производить первые кардиостимуляторы и многое другое. В 1966 году под единым названием Siemens AG были объединены три частично самостоятельные предприятия «Сименс».
В настоящее время в фирме «Сименс» существует следующие основные направления:
- Здравоохранение — диагностическое и терапевтическое медицинское оборудование (29% выручки), это кардиостимуляторы, КТ, МРТ, УЗИ и многое другое.Реклама
- Цифровая промышленность — различные системы автоматизации производства, а именно — блоки управления (и электронная часть и софт), датчики, приводы, моторы, кроме этого — сопровождение этих систем (26% выручки).
- Инфраструктурные объекты, для которых фирма производит блоки управления, системы вентиляции, кондиционирования и обогрева, сигнализация и электросети (24% прибыли).
- Транспорт — железнодорожный и городской электротранспорт (от локомотивов и вагонов до систем управления и сигнализации) даёт до 15% прибыли фирмы.
- Системы связи, производимые фирмой «Сименс», дают около 6% прибыли. Здесь выпускаются различные серверы, широкополосные шины связи, решения для беспроводной связи и софт для всего этого. Телефоны, выпускаемые фирмой, в настоящее время не считаются отдельной статьей доходов, так как фирма не собирается расширять эту категорию продуктов.
Фирме без малого 200 лет, она перенесла вместе с Германией два поражения в мировых войнах (с последовавшей конфискацией имущества), но по-прежнему на коне и производит уйму техники, необходимой людям и обществу.