Посланный в эту варварскую страну представитель Священной Римской Империи предложил вождю оных варваров (который именовался Великим князем), ни больше ни меньше, как корону, а значит и звание короля Священной Римской империи. А для этого надо было всего лишь перейти в католическую веру и признать над собой власть императора той империи (ну и еще кое-что по мелочи).
Увы, тогда не сложилось. Менять веру Великий князь отказался, да и насчет короны высказался этак… Мол, у нас тут власть от Бога, и ее подтверждений нам от кого-то не требуется.
Вот с тех самых пор между «цивилизованной» Европой и «варварской» Россией отношения складывались совершенно не так, как того хотели в Европе.
Когда в начале XVIII века царь Петр Первый задумал «прорубить окно в Европу», да еще и флот свой начал строить, это грозило сильно ударить по торговле европейских купцов. А удар по карману для торгашей — самое страшное, что можно сделать.
Война России со Швецией шла много лет. В ходе ее шведов прогнали с некоторых пограничных территорий, да и на море в боях против шведского флота у России имелись серьезные успехи. К слову, русский флот тогда частично вообще состоял из галер, то есть — кораблей на ручной тяге, движимых веслами.
Однако ни поражения на земле, ни поражения на море не могли сломить упрямство шведов. Впрочем, дело тут не только в шведах — Англии крайне не нравилось, что в морях, владычицей которых она себя считала, появились корабли еще одной страны. Это был удар по английским прибылям, и терпеть такое им было невмочь. В 1719 году Англия решила вмешаться в войну.
Для того чтобы иметь формальный повод воевать в Россией, английский король Георг I (как курфюрст Ганноверский) купил у Швеции за 1.000.000 талеров города Верден и Бремен. А потом, уже имея владения в Швеции, тот же Генрих I, уже как король Англии, в январе 1720 года подписал с ней союзный договор.
Правда, еще в августе 1719-го на Балтику была послана английская эскадра с приказом топить русские корабли. Тогда нанести России урон им не удалось, они просто никого здесь не нашли и осенью вернулись в Англию.
В 1720 году эскадра адмирала Джона Норриса (18 линейных кораблей, 3 фрегата и другие суда) вошла в Балтийское море. Когда Россия спросила, не собираются ли англичане вредить русским, адмирал ответил, что таких инструкций он не получал.
Однако вели себя англичане напористо и агрессивно. По приказу Петра русский флот отошел к Кронштадту, под прикрытие построенных там фортов. А на освободившееся место сразу же пришел шведский флот.
Русский царь очень хотел поскорее закончить эту войну. В рамках «принуждения к миру» по его приказу российская эскадра под командованием
Командующий эскадрой разделил свои корабли на две группы. Эскадра под командованием бригадира Менгдена пошла к Вазе, в Ботнический залив, а вторая эскадра, которой командовал сам Головин (8000 солдат, 8 бригантин, 70 галер, 80 лодок), пошла к Аландским островам.
Первая эскадра совершила высадку на шведский берег и провела целый ряд диверсий, разорив все на глубину до 30 верст.
А вот эскадра Головина, выпустившая вперед разведку, обнаружила на Аландах шведский флот, один линкор, четыре фрегата и вспомогательные суда, в том числе и галеры.
Атаковать лодками и галерами фрегаты — безумие. Но в шхерах, на мелководье, среди множества островов и мелей, снижавших маневренность относительно глубоко сидящих в воде линкоров и фрегатов, у галер и лодок появлялся шанс.
Рядом с местом базирования шведских кораблей на юге архипелага находится небольшой остров Гренгам. Сюда и повел свои корабли Головин, здесь и состоялось последнее морское сражение Северной войны.
Гренгамский бой произошел 27 июля 1720 года. При этом эскадра вице-адмирала Шеблата была разгромлена.
Сначала русские корабли показали себя шведам. Затем, будто бы испугавшись их, повернули назад. Преследуя их, шведы выскочили на неглубокое место, где мели и подводные камни резко снижали маневренность. Зато маневренность галер и лодок русских осталась той же. они вновь повернули, теперь на врага и атаковали все четыре шведских фрегата, взяв их на абордаж и захватив. Остатки шведского флота отступили. Британцы на помощь своему союзнику не пришли.
В русской эскадре было повреждено шведским огнем 43 галеры из 61, участвовавшей в бою, но только одну из них после сражения решили не чинить, а сжечь.
В новой политической обстановке (англичане обещали помощь, но в сражении не помогли) Швеция согласилась заключить мирный договор, названный Ништадтским.
Северная война завершилась, Швеция признала за Россией территории Ингерманландии, части Карелии, Лифляндии и Эстляндии. Вопреки всем попыткам Британии избежать возвышения России, это произошло. И бой при Гренгаме оказался последним сражением той войны.