Единица измерения рекламы — рекламный ролик (клип). Ролики делятся по длительности — на блиц (15−20 секунд) и развёрнутые (30 секунд и больше).
В настоящее время на интернет-рекламу в год тратится свыше $ 400 млрд, а на телерекламу — около $ 200 млрд. Обе эти вида рекламы имеют вид видеоклипов. Реклама, как бизнес, очень быстрорастущий рынок, который последние десятилетия стабильно множится.
Как только появилось телевидение, появилась и телереклама. Самая первая была показана на ТВ 1 июля 1941 года, она предваряла матч бейсбольных команд чемпионата США между Philadelphia Phillies и Los Angeles Dodgers. Телевещательная корпорация WNBT подписала договор на рекламу с фирмой Bulova, производящей дорогие наручные часы (в настоящее время эта фирма куплена компанией Citizen).
Рекламисты фирмы-производителя оформили рекламу как тестовую заставку телестудии. Реклама длилась одну минуту. За это время на часах, изображенных на экране, секундная стрелка делала полный оборот. Справа внизу экрана размещался логотип фирмы Булова, а голос за кадром повторял текст: America runs on Bulova time («Америка живёт по времени Булова»).
За трансляцию этой рекламы телекомпания получила, по разным данным, от 4 до 9 долларов. Видимо, дело в том, что к сети было подключено только 4000 телеприемников и трансляцию матча видели немногие.
Начиная с 1950-х количество телевизоров в мире увеличивалось очень быстро, уже к началу 1960-х в США больше 90% семей имели телевизор. Аудитория телерекламы резко увеличилась, потому и цена ее стала расти. После того как выяснилась ее эффективность, вслед за США начали создавать рекламные ролики и остальные развитые страны.
В Японии, на токийском канале Nippon Television, 28 августа 1953 года впервые в стране прорекламировали часы фирмы Seikosha (сейчас фирма называется Seiko).
В Великобритании первая реклама появилась еще через 2 года: на канале ITV 22 сентября 1955 года рекламировали зубную пасту Gibbs SR.
Эффективность рекламных клипов привела к взрывному росту их количества на ТВ. В конце концов пришлось вводить специальные законы, ограничивающие количество рекламы на ТВ-каналах.
В настоящее время в среднем реклама занимает на телеканалах США каждый час от 12 до 17 минут, и доход от ее показа в 2021 году составил $ 66 миллиардов. При этом самой дорогой в США в сезоне 2020/21 оказалась 30-секундная реклама во время трансляции игры за Суперкубок по футболу. Цена ее составила $ 6.5 млн. Больше всех в рекламу в этом сезоне вложили Procter & Gamble, а второе и третье места взяли Amazon и AT&T.
В каком направлении движется телереклама? Наверное, сейчас правильнее говорить о видеорекламе, ведь видеоклипы теперь значительно чаще демонстрируются на компьютерах, смартфонах и всевозможных видео-гаджетах.
Реклама постепенно становится ориентированной на конкретного зрителя. Помните книгу «451 градус по Фаренгейту», в которой описаны специальные «телекомнаты» (вместо телевизоров), которые обеспечивают эффект присутствия? Специальное программное обеспечение, имитируя артикуляцию губ и голос диктора, создает эффект, будто диктор обращается по имени непосредственно к зрителю. В доме Смитов, если зритель — жена, диктор говорит: «Добрый вечер, миссис Смит». Настоящий диктор делает паузу после «Добрый вечер», а программа произносит его же голосом имя конкретного человека, добавляя на экране соответствующую артикуляцию. Предсказано это было давно, но нечто похожее в наше время уже есть.
Развивается рынок смарт-телевизоров, на которых есть платная функция пропуска рекламы. Некоторые рекламщики пытаются бороться с этим, а другие просто стараются вплести свою рекламу в видеоизображение.
Только в России аудитория интерактивного ТВ составляет около 40 миллионов человек. Очевидно, что по всему миру число зрителей составляет сотни миллионов. Это же так здорово — не смотреть рекламу… не понимая, что реклама каких-то продуктов или услуг просто вплетена в транслируемое видео.
Уверен, дальше проблемы с рекламой только обострятся. Впрочем, рекламщики иногда выдают настоящие шедевры. Вот, например — «Телефонный звонок продлевает жизнь», посмотрите сами:
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Под лозунгом «Телефонный звонок продлевает жизнь» было снято с десяток минутных клипов (в последнем, измотав своими звонками несчастных солдат, звонивший потихоньку сбегает). И каждый клип — маленькая комедия положений. Вот так — и реклама, и развлечение для зрителя.
В будущем все больше видеорекламы будут выпускать для интерактивных устройств и различных видео-гаджетов (размер экрана имеет значение). Реклама будет ориентированной на каждого конкретного пользователя, дабы показать ему рекламу того, что его интересует. Моментальный ответ от телезрителя заставит убирать из трансляции неудачные клипы, оставляя более привлекательные, будет больше неявной рекламы, вплетенной в контекст транслируемых видео-событий.