Символом чего стал памятник в Хатыни?

Реклама
Грандмастер

Вид основной части Мемориального комплекса (от входа) В белорусской деревне Хатынь давно никто не живет. 22 марта 1943 года отряд карателей сжег эту деревню вместе со всеми жителями. Что же, как и почему случилось в Хатыни и других деревнях Белоруссии, России и Украины в 1941−44 годах?

Наверное, все дело было в существовавшем в Германии «Плане Ост», согласно которому было необходимо резко уменьшить популяцию расово неполноценных «туземцев» на всей территории «бывшего СССР». Вообще-то, проводить в жизнь этот план по депопуляции территорий хотели несколько позже, когда СССР будет окончательно разгромлен, но в некоторых регионах РСФСР, УССР и БССР новым оккупационным властям сильно мешали партизаны. Под предлогом борьбы с ними с осени 1942 года началась кампания «возмездия» на территориях, где было партизанское движение.

В Хатыни было 149 человек, из них 75 детей. Деревню окружили, жителей согнали в сарай, двери забили досками, облили бензином и подожгли. Горевшие заживо люди смогли выломать подгоревшие ворота и вырвались наружу. Их расстреляли из пулеметов.

Реклама

Закончив расстрел и постреляв немного по горевшему строению, каратели сели в свои машины и уехали. Из всей деревни смогли уцелеть несколько человек. Один взрослый и пятеро детей.

56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский не пытался вырваться из горящего сарая, а доски и бревна, падая, немного прикрыли его. Пули карателей его миновали, хотя он очень сильно обгорел. Услышав, что убийцы уехали, он выбрался на снег из горящих остатков сарая и потушил свою горящую одежду. Среди трупов и умирающих он нашел своего сына Адама, тот еще был жив, но ранен в живот и сильно обгорел. Умер на руках у отца.

Реклама

Кроме Каминского, уцелели еще несколько детей: Яскевич Владимир (12 лет), Яскевич Софья (6 лет), Желобкович Виктор (8 лет), Желобкович Александр (12 лет), Барановский Антон (12 лет).

Кто-то из них чудом остался жив в горящем сарае, кого-то вытащили из огня матери, а потом, под пулеметным огнем прикрыли собой своих детей от пуль и, уже мертвые, от полицаев, добивавших выживших.

Почему это произошло? Это было воплощением в жизнь «Плана Ост». Всего за время оккупации немцами в ходе карательных операций в Белоруссии было уничтожено, полностью или частично, 5295 деревень. За время войны здесь погиб каждый четвертый житель, по официальным данным.

Реклама

Какой повод был выбран для этого злодеяния? В 6 утра в тот день в нескольких километрах от деревни, на шоссе, партизанский отряд обстрелял немецкую колонну. Были ранены несколько украинских полицаев, погиб капитан полиции Ганс Вёльке.

Кто был выбран для душегубства? Карательный батальон штурмбаннфюрера С С Оскара Дирлевангера. В «акции» участвовал украинский взвод и часть немецкой роты этого батальона. Украинцы, участвовавшие в этом зверстве, были из походных отрядов ОУН Киевской и Буковицкой курени.

Деревня Хатынь впервые была упомянута в письменных летописях за 1551 год, когда Великий Князь Литовский предложил несколько деревень, в том числе и Хатынь, в собственность одному из своих слуг. Просуществовала почти 400 лет, а после того, что с ней сотворили фашисты, она превратилась в

Реклама
памятник, в символ зверств фашизма на территории СССР. Мемориальный комплекс «Хатынь» был открыт 5 июня 1969 года. Но вначале список сожженных фашистами деревень был неполон.

Мы с отцом были там два раза в начале 1970-х, с промежутком года в три. И в первый раз папа не обнаружил в списке погибших деревень ту деревеньку в Западной Белоруссии, где их семья отдыхала летом несколько лет подряд, кажется, с 1937 по 1940. В 1941 году они, на счастье, поехали в другое место. А деревню, стоявшую в глубине лесов немцы сожгли не то в 1942, не то в 1943 году.

Причем партизаны знали от городского подполья, где будет очередная карательная «акция», и послали в деревню связных — предупредить людей. Но люди, в большинстве своем, не поверили. К партизанам в лес ушли только 2−3 семьи. А остальных заперли в одном из домов и сожгли заживо. Сожгли и все постройки деревни.

Реклама

Выжившие семьи не смогли вернуться жить на могилу и поселились в соседних деревнях с родственниками. После войны на место вернулись из армии несколько парней, служивших в РККА и сумевших выжить в той страшной войне. Они тоже не смогли жить на могиле.

Как-то в начале 70-х мы с папой там были летом. Пустой луг, зеленая трава и холмики, под которыми не до конца разрушенные фундаменты домов, сожженных в 1943 году. И он мне показывал: «Вот тут жил главный пчеловод деревни…» — и история про него. Или: «А вот тут мы с мальчишками купались, а вот тут был выпас лошадей, а вот сюда ходили в ночное…»

Реклама

Начал вспоминать и понял, что даже названия этой деревни я уже не помню. Но точно помню, как, не увидев ее название в перечне, папа пошел в администрацию мемориала, долго с ними разговаривал. И когда мы были там во второй раз, количество погибших деревень было значительно больше и среди них «папина»… Полагаю, что и потом список таких деревень рос — ведь кто о них вспомнит, если всех жителей убили?

Почему я пишу «погибшие деревни»? Они же, вроде, не живые, а убить можно только живых… Но можно убить и деревню, если совершить там такие ужасные вещи, что люди после войны просто побоятся там жить. И будет так: дорога к деревне все еще есть, а вот самой деревни уже нет.

Реклама