С давних пор повелось, что морское офицерство — это своеобразная каста. В ней существовали свои обычаи и традиции. Мне удалось найти на эту тему книгу
В первой половине книги описываются основные вехи истории флота. Меня впечатлило часто абсолютно противоположное мнение о героях и событиях, отличное от изложенных в более поздних советских источниках. Действующие лица, отрицательно охарактеризованные в советских изданиях, в описании Горденева казались уже не такими негативными. Вообще интересно было познакомиться с моральными устоями преподавания в Морском корпусе царского времени. На мой взгляд, труд Михаила Юрьевича бесценен для изучения Императорского флота.
Вот как автор объясняет некоторые традиции и обычаи во флоте.
Правая сторона корабля, особенно правые шканцы, считалась священной. Связано это с религиозными обычаями. Даже в торжественных случаях при встрече адмирала или почетных гостей подавался именно правый трап. Эта традиция постепенно перешла и на сушу. Дамы или офицеры выше по званию во время движения также находились с правой стороны. Так собеседник выказывал тем самым им почтение. Вообще же, автор по ходу книги делает упор на то, что морской офицер Императорского флота — это, прежде всего, джентльмен.
Интересен и обычай отдавать честь. Он, оказывается, пришел еще из времен рыцарства: при встрече с кем-то рыцарям приходилось рукой убирать забрала. Со временем это и стало называться отданием чести.
Особым обычаем у моряков считались татуировки. Например, по суеверию некоторые из них делали татуировку свиньи на ноге. Она, якобы, спасала от утопления при кораблекрушении. У татуировки в виде креста на руке есть более прозаичное объяснение: при гибели моряка его должны были похоронить по христианским обычаям.
Существовали во флоте и свои приметы. Например, чтобы появился ветер, на парусном судне нужно было поскрести по мачте. А вот свистеть можно было только в боцманскую дудку. Обычный свист — к несчастью.
Даже в кают-компании существовали свои обычаи. Например, там запрещалось обсуждать политические темы или говорить о работе.
Раздача чарки для русских моряков тоже была своеобразной традицией, которая объяснялась не тягой к пьянству, а издержками службы на парусных судах, когда моряки большую часть времени и в любую погоду проводили на воздухе. Спиртное же оберегало их от простуды.
Со временем парусные суда ушли в прошлое, а чарка осталась. Автор книги сетовал на то, что после революции 1917 года она была отменена, чтобы не спаивать матросов. Михаил Юрьевич же подчеркивал, что для матросов это был еще и способ подзаработать. Многие из них не пили, а копили выплаты, чтобы на берегу прикупить своим семьям каких-нибудь подарков.
В целом, каждая строчка книги пропитана надеждой и верой в возрождение славного императорского флота. Чтобы не утратить традиции и обычаи, среди бывших морских офицеров-эмигрантов был организован Морской кружок — Кают-компания. Целью этой организации были сохранение и передача наследия Русского Императорского флота своим детям и внукам, воспитание их в духе любви к Родине и Богу.
Можно долго спорить на тему, при какой власти русский флот был более боеспособным, но с одним моментом, на мой взгляд, трудно не согласиться. Советский героический флот, как ни крути, был заложен на твердом фундаменте знаний, открытий и разработок, совершенных в течение двух столетий до революции. В этом и есть преемственность Императорского, Советского и современного Российского флота.