Очевидно, первым пращуром скрипки, первым струнным смычковым инструментом, был раванастрон, или раванастр. Предполагается, что изобрел его индийский (по некоторым версиям — цейлонский) царь Раван, живший примерно за 3000 лет до н.э.
Из куска ствола тутового дерева извлекали середину, получая пустой цилиндр, который обтягивали кожей водного удава. К корпусу прикрепляли гриф, в верхней части которого было два колка. На них закрепляли и натягивали две струны из кишок газели. Смычок делали из конского волоса и бамбука. На раванастре и в наше время играют странствующие буддийские монахи.
Эрху появился в Китае во времена династии Тан (600-е годы новой эры). Это двухструнная скрипка. Струны у нее металлические, а смычок составляет с инструментом одно целое, он закреплен между струнами.
В арабском мире появился такой инструмент, как ребаб. Точно известно, что он звучал еще в VIII веке н.э. Но существует легенда, что якобы хорошо играл на ребабе царь Соломон, что относит появление инструмента на 3000 лет раньше. Однако скорее всего, это всего лишь легенда.
Изначально в ребабе были одна-две струны, потом их число увеличилось до трех. Считается, что в начале второго тысячелетия этот инструмент появился в Европе.
Видно, что и раванастр, и эрху, и ребаб при музицировании ставили на пол или на колено.
Уже в
Уже в XV веке в Италии появляется «лира да браччио». Поиски формы инструмента и методов обработки дерева продолжались несколько веков, пока не появились скрипки работы мастеров Амати, Страдивари, форма которых в наше время считается классической.
Скрипки Страдивари до сих пор считаются одними из самых лучших инструментов в мире. Известно 650 инструментов работы Страдивари, из них 450 — скрипки (кроме этого — альты и виолончели). В России в коллекции Государственного центрального музея музыкальной культуры имени
До сих пор не разгадан секрет создания этих инструментов. Амати, Страдивари, Гварнери — в XVI−XIX веках в Италии были созданы инструменты, превзойти которые наши современные мастера не в силах. В чем дело?
Каждый мастер хранил свои секреты. Был секрет в том, как выдерживалось дерево для скрипок, было множество секретов в обработке этого дерева при изготовлении инструмента. Сокровенным секретом каждого мастера был лак, которым покрывался инструмент.
Увы, дети Страдивари не смогли приблизиться к мастерству их отца, погас род виртуозного создателя скрипок — пропали и его секреты.
В XVII веке Андреа Гварнери основал династию виртуозных создателей скрипок. Два его сына, Джузеппе Джованни Баттиста и Пьетро Джованни, продолжили его работу и тоже стали знаменитыми скрипичных дел мастерами. Увы, внуки Андреа — Пьетро и Джузеппе — стали последними мастерами этого рода, прервавшегося в XVIII веке.
Конечно, изготовление скрипок на этом не закончилось. Скрипки современных мастеров, разумеется, не идут ни в какое сравнение с шедеврами итальянских, но для неискушенного зрителя звучат совсем неплохо.
В наше время сильно распространены электроинструменты, в которых звук со струн снимают магнитным или пьезоэлектрическим звукоснимателем, он переводится в электрические колебания, которые можно обрабатывать электроникой и выдавать через усилители на колонки. При этом именно электроника создает необходимый звук. Об акустике корпуса скрипки можно не думать, как и о том, какой формы должен быть инструмент и каким лаком его покрывать.
Может быть, именно поэтому никому не удается повторить шедевры Страдивари и других мастеров той эпохи? Зачем стараться, если такой же эффект можно получить при помощи электронной обработки звука.