Из крепостных к успеху и славе. Кто стоял у истоков династии Морозовых?

Реклама
Грандмастер

Мог ли кто подумать, что мальчишка из крепостной старообрядческой семьи, помогавший отцу пасти помещичий скот, ловить рыбу и работать в поле, станет родоначальником семьи самых крупных русских купцов и меценатов? Познакомимся поближе с его биографией.

Савва Васильевич Морозов родился 24 апреля 1770 года. Его родители, крепостные крестьяне-старообрядцы, принадлежали сначала помещику Всеволжскому, а затем помещику Рюмину. Детство Саввы ничем не отличалось от детства крепостных ребятишек: с юных лет он вместе с отцом пас скот, работал на земле, а позже, чтобы помочь семье, ушел в извоз, но все это не приносило дохода.

Отправной точкой удивительного пути к богатству стала работа ткачом на маленькой, в пятнадцать человек штата, шелкоткацкой фабрике Ф. Кононова. Жалованье ему положили пять рублей в год да еще питание за счет фабрики. Но Савва был рад, именно там он обучился азам производства, на фабрике обдумывал, как улучшить процесс, чтобы получать большую прибыль.

Реклама

Но юношу должны были отправить на армейскую службу. Двадцать пять лет служения перечеркивали все планы Саввы, и он решился — занял у хозяина фабрики денег и откупился от армии. Хозяин рассчитывал привязать старательного юношу к производству, полагая, что отдать со скромных доходов долг он просто не сможет. Однако упорству Саввы можно только позавидовать. Морозов перешел на сдельную оплату труда, работал с невероятной одержимостью и за два года выплатил всю сумму.

Реклама

В двадцать лет Савва женился на дочери красильного мастера Ульяне. Получив в приданое пять золотых рублей, супруги открыли собственную шелкоткацкую мастерскую в Зуево. На единственном ручном станке Савва производил шелковые ленты и кружева, а Ульяна их красила. Товар Морозов носил перекупщикам в Москву, проходя пешком с котомкой десятки километров.

Качество товара, устойчивость прокраски привлекали московских торговцев, и к 1811 году на фабрике трудилось уже двадцать наемных рабочих на десяти станках.

Реклама

После войны 1812 года, когда в Москве сгорели все ткацкие предприятия, спрос на продукцию резко возрос. Савва Васильевич воспользовался моментом и значительно расширил производство. Этому способствовала удивительная честность Морозова, слава о которой приводила в его дом крестьян со своими сбережениями. Они приносили ему свои деньги на хранение.

В 1820 году, по другим данным в 1821, Савва Морозов выкупил свою свободу, заплатив помещику Рюмину небывалую по тем временам сумму в 17 тысяч рублей. Он записался в купеческое сословие Богородского уезда как купец первой гильдии, а в 1823 году купил у Рюмина землю на правом берегу Клязьмы в местечке Никольское.

В 1825 году Морозов основал ручную ткацкую фабрику, через пять лет отделочную фабрику в Никольском и красильню в Богородске. В 1848 году в Никольском была запущена крупнейшая в России бумагопрядильная фабрика, первая, в которой использовался паровой двигатель. Специалисты из Англии занимались обслуживанием станков и обучением русских специалистов. Тысячи рабочих трудились на морозовских предприятиях.

Реклама

В 1850 году Савва отошел от дел, передав управление сыновьям. Основатель династии скончался 15 декабря 1860 года в возрасте 90 лет.

Дело Саввы Васильевича продолжили его сыновья и внуки. К 1915 году суммарный капитал династии составлял около 45 миллионов золотых рублей.

Реклама