Первый православный собор на Красной Площади построили еще при Василии III, был он деревянным, а дерево — недолговечно. Был тот храм построен в честь взятия Смоленска и назывался «
После победы войска Ивана IV Грозного над войском Казанского ханства и взятия Казани 1 октября 1552 года, на следующий день после празднования Покрова Богородицы, было принято решение построить в честь победы храм.
Сразу по возвращении в Москву было начато строительство этого нового храма. Уже 1 октября 1554 года был освящен деревянный храм Покрова Богородицы, имевший 7 приделов. Через год храм разобрали, а на его месте начали строить новый собор, каменный. Строительство было завершено только 29 июня 1561 (по новому стилю — 9 июля).
Известно, что собор строил мастер Барма. По некоторым источникам, с ним вместе работал Постник. Впрочем, есть предположение, что это был один мастер —
О дальнейшей судьбе мастеров ходят весьма смутные слухи, что якобы Грозный царь повелел ослепить мастеров:
И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие: «Можем! Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова.
Можно ли верить в такое зверство? Мне кажется, что это не просто преувеличение, а направленная дезинформация об Иване Грозном (как утверждала французская энциклопедия Les Éditions Larousse, издание 1903 года: «Иван Четвёртый, царь всей Руси, прозванный за свою жестокость Васильевичем»). Кстати, Васильевич у них — это такая трактовка прозвища.
Тем более что Постник (который, по некоторым данным, имел прозвище Барма) через несколько лет после постройки храма в Москве руководил постройкой Казанского Кремля.
Собор многократно перестраивался. Изначально это была центральная церковь Покрова Богородицы (в день этого праздника и была взята Казань), а вокруг нее восемь церквей, каждая их которых посвящена тому святому, на день празднования которого приходилась одна из серьезных побед или одно из важных событий похода на Казань.
Церковь Александра Свирского — 30 августа 1552 года, в день памяти святого, на Арском поле была разгромлена конница царевича Япанчи, это было одной из важнейших побед той военной кампании.
Церковь Входа Господня в Иерусалим — дабы почтить триумфальное возвращение русского войска в Москву после взятия Казани.
Церковь Святого Григория Армянского — в этот день, 30 сентября, начался штурм Казани и русские войска смогли захватить Арскую башню крепости.
Церковь Киприана и Иустины, ибо в день этих святых, 2 октября 1552 года, русские войска захватили Казань.
Церковь Николы Великорецкого — образ Николая Чудотворца был обретен на реке Великой в городе Хлынове и в 1555 году чудотворная икона была пронесена крестным ходом из Вятки в Москву — по присоединенным землям, дабы показать, что теперь они входят в православную державу.
Церковь Святой Троицы — в честь деревянного храма, на месте которого был построен храм Покрова Богородицы.
Церковь Трёх Патриархов была освящена во имя Александра, Иоанна и Павла Нового, трёх Патриархов Константинопольских. Этот праздник приходится на 30 августа — еще одно напоминание о разгроме конницы татарского царевича Япанчи, ведшего рать из Крыма на помощь Казанскому ханству.
Церковь Варлаама Хутынского, православного святого, покровителя царского рода России. В его день, 6 ноября, состоялся торжественный въезд русского войска в Москву после взятия Казани.
В 1588 году к храму была присоединена 9-я церковь, построенная в честь Василия Блаженного. Василий Нагой, принявший во имя господа подвиг юродства, родился в селе Елохово (ныне часть Москвы) в семье крестьян. Был отдан в ученики сапожнику. У него проявился дар предвидения, и в 16 лет он оставил профессию и мастерскую и начал подвижническую жизнь. Умер он в 1557 году, а в 1588 году — канонизирован как святой.
В 1672 году к храму была пристроена церковь Иоанна Блаженного, в честь блаженного юродивого Иоанна. Построена она была рядом с церковью Василия Блаженного так, что между ними были переходы, это делало возможным проведение одновременных богослужений в обоих церквях.
Собор выстоял во всех пожарах и войнах, произошедших с тех пор. Правда, в 1737 году в Москве случился Троицкий пожар, во время которого храм выгорел изнутри, но был отремонтирован и стал еще краше.
Захватившие Москву в 1812 году французы при отступлении заложили в него пороховую мину, желая взорвать, однако дождь погасил горящий огнепроводный шнур и взрыва не произошло. После бегства Наполеона храм был отреставрирован и восстановлен, приобретя знакомый нам вид.
Как все-таки хорошо, что ручонки особо рьяных большевичков не добрались до него и его не взорвали, как множество других храмов в Москве и по всей России!