Бьянка Каппелло усердно трудилась над созданием скандальной репутации. Дочь венецианского вельможи обобрала отца и бежала из дома во Флоренцию с любовником, которого очень быстро сменила на более состоятельного кавалера — герцога Тосканы Франческо Медичи. Связь наследника могущественной фамилии с блудницей и воровкой не одобряли ни двор, ни народ. Их брак вызвал бурю возмущения.
Когда в октябре 1587 года сладкая парочка приказала долго жить, никто не сомневался, что причиной смерти был яд, которым Бьянка сдобрила пищу. Мотивом злодеяния называли ненависть к брату Франческо — Фердинандо.
Младший Медичи носил церковный сан. Он как раз приехал в гости к брату, чтобы в который раз увещевать его бросить недостойную женщину. Все были уверены, что Бьянка, желая навсегда избавиться от надоедливого святоши, приготовила для него смертоносный десерт. Возлюбленный застал ее за стряпней и поспешил угоститься. Опасаясь ли разоблачения и суда, или, решив следовать за милым в могилу, злодейка доела роковое угощение.
Жертва молвы
Историки, изучающие эту историческую личность, давно уже оправдали Бьянку. Если познакомиться с бытующими о ней легендами, становится ясно, что образ кровожадной и беспринципной персоны создавали искусственно. На «роковую женщину» возлагали вину за все смерти, которые случались в окружении ее и ее знатного любовника.
Судачили, что она заказала убийство своего первого избранника Пьетро Бонавентури, успевшего с ней обвенчаться. Этот простак, уступив прекрасную венецианку правителю Флоренции, нашел себе новую подружку. Естественно, простолюдинки его не интересовали, он выбрал представительницу знатной фамилии. Родственники девушки радикально разобрались с подлецом. Сограждане одобряли их поступок, потому расследование гибели Пьетро было начато, как только убийцы покинули город.
Согласно легенде, Бьянка надоумила герцога отравить свою законную супругу Иоанну Австрийскую. Союз с представительницей дома Габсбургов был организован отцом Франческо в 1565 году. Наличие у мужа любовницы не помешало «нелюбимой жене» за 13 лет брака родить семерых детей. Скончалась герцогиня после падения с лестницы, будучи в который раз беременной.
Вряд ли преступная парочка так долго ждала шанса покончить с женщиной, которая, по воспоминаниям современников, не отличалась крепким здоровьем. Когда умер малолетний сын Иоанны, вновь поползли слухи о проделках отравительницы-мачехи, не имевшей с герцогом общих детей, а значит, и мотива для убийства.
Мрачная слава
Фамилия Медичи созвучна с итальянским словом «врач». Согласно одной из версий, возможность открыть во Флоренции банк и стать самыми богатыми людьми города они получили благодаря доходам от торговли аптечными снадобьями. Именно пять пилюль, а не отпечаток пальцев великана красуются на их щите. Каков был товар, за который платили баснословные цены, породнилась ли аристократия с изготовителями этого препарата, или сама приторговывала, неизвестно, что порождало слухи.
Отец Франческо и Фердинандо живо интересовался естественными науками. Привлекала его и алхимия. Козимо посвятил сыновей в свои секреты, а старший, вероятно, делился знаниями с Бьянкой, ставшей не только предметом его плотской страсти, но и близким другом.
Сам Франческо, по мнению народа, на роль злодея не годился, ведь именно его стараниями городские мастера приблизились к открытию секрета фарфора. Владыка Тосканы лично принимал участие в опытах.
Факты биографии его подруги позволяют однозначно утверждать, что она отравлениями тоже не промышляла. Единственная попытка Бьянки обмануть любовника, прикинувшись беременной и подсунув в качестве новорожденного чужого малыша, потерпела крах. Интриганка из Каппелло получалась скверная.
Осенью 1587 года женщина занемогла. Герцог отвез супругу на виллу Поджио-а-Кайано, где можно было уединиться. Покои Бьянки располагались на первом этаже. Это могло быть связано с мучившей ее в последние годы жизни водянкой. Очевидно, причиной недуга считали расшатанные нервы новоиспеченной герцогини — флорентийцы буквально в лицо называли ее ведьмой и блудницей, обвиняли во всевозможных злодеяниях.
Никаких упоминаний о том, чтобы венецианка требовала расправы над своими недругами, в хрониках не найти. Кровожадной и мстительной эта дама точно не была.
Если возлюбленная герцога Медичи никого не убивала и сама оказалась жертвой преступления, возникает вопрос: кто и во имя чего отправил на тот свет знатных супругов?
Бьянка и Франческо почувствовали себя плохо вскоре после торжественного обеда, который состоялся на вилле Поджио-а-Кайано. У прочих участников застолья, включая Фердинандо, никаких симптомов не наблюдалось. Если происшествие на кухне, описанное в легенде, вымысел, то преступник должен был сдобрить пищу отравой непосредственно в тарелках жертв, на виду у всех присутствующих в зале. Криминальная версия трещит по швам. Кстати, ее не рассматривали и медики, пытавшиеся спасти пару.
А почему бы нам не присмотреться повнимательнее к этим докторам, может быть, они что-то знают?