Что было до чая?
В странах с жарким климатом принято пить прохладительные напитки, а в странах с холодным климатом пьют согревающие. В России в «дочайное» время часто пили взвар и сбитень. Ну, и в теплое время для
Взвары
На территории русских княжеств собирали различные травы, листья, плоды, их заливали кипятком, немного выдерживали (ну, собственно, заваривали, как мы сегодня завариваем чай) и пили. Основой их чаще были кусочки яблок (свежих, сушеных или моченых), разнообразные лесные и садовые ягоды.
Для цвета и аромата добавляли побеги, листья, почки черной смородины, малины, земляники, иван-чая, который тогда называли кипреем, мелиссу, чабрец, душицу, другие ароматные травы. Чтобы подсластить, во взвары добавляли мед.
Взвары у нас часто пьют до сих пор, только их названия и рецепты немного поменялись. Частично их называют компотами, но в них теперь не очень часто добавляют душистые травы. А частично их покупают в аптеках и тогда называют целебными растительными чаями, или лечебными сборами, и, увы, обходятся без меда. А жаль — грудной сбор с медом дети пили бы намного охотнее.
Сбитень
Этот напиток в России пьют с XII века, хотя наиболее подробные его рецепты даны в «Домострое» (XVI век).
Рецепт сбитня очень прост, но одновременно весьма сложен.
В кипятке разводят мед или сахар, а потом туда добавляются некие пряности. В зависимости от рецепта используют мяту, хмель, имбирь, зверобой, шалфей, гвоздику, корицу, кардамон, бадьян или другие растения. Все это варится около 30 минут.
Пьют его горячим. Для этого бродячие сбитенщики тепло укутывали свои емкости, а при торговле на рынке его непрерывно грели в специальных сбитенницах.
Когда в Россию попал чай?
Самый первый чай попал в Россию из Китая еще в XVI веке, но тогда привезли всего несколько небольших упаковок. Впервые большая партия чая, больше 60 кг сушеного чайного листа, попала в Москву в 1638 году, ее прислали из Кяхты казаки как дар царю Михаилу Федоровичу. Правда, до конца века этот экзотический продукт использовался как лекарство.
В XVIII веке в России различали два разных вида чая:
- кяхтинский (он же — караванный), который везли из Китая сухопутным путем;
- кантонский, который англичане морем привозили к себе, а уж из Европы он поступал в Россию.
К середине XIX века 90% всего потребляемого в России чая составлял кяхтинский чай, и он продолжал вытеснять кантонский чай, экспортируемый из Европы.
В 1730 году на Урале был сделан первый самовар, предмет совершенно необходимый для традиционного русского чаепития. Потом производство самоваров переехало в Тулу, ставшую со временем «столицей» самоварного производства.
Чай в XIX веке вовсе не был дешев. О его цене говорят крестьянские частушки того времени:
Продам лисий воротник — куплю чаю золотник,
Продам борону косую — куплю чайную посуду.
Сами прикиньте в современных ценах, сколько стоил тогда один золотник чая (4.266 грамма) и сколько стоила посуда для чаепития.
Кроме того про дороговизну чая говорили, например:
Кяхтинский чай да муромский калач — полдничает богач.
Поскольку китайский чай был очень дорогим, ему на замену начали делать дешевый копорский чай — из иван-чая. Так сказать, на замену, к фальсификации продуктов в XIX веке относились намного менее критично, нежели в наше время.
К концу XIX века чай (пусть не всегда настоящий китайский) плотно вошел в быт русского народа. Хотя только в XX веке, когда чай стали культивировать, кроме Китая, в Индии и других странах, производство его сильно увеличилось и он резко подешевел в продаже, частые чаепития вошли в быт жителей России.
Ну, а в наше время чай из самовара пьют редко и обычно в каких-то торжественных случаях. В повседневности заваривают прямо в чашке одноразовый чайный пакетик кипятком из электрочайника. Даже просто заварить чай в специальном заварочном чайнике для многих на работе и даже дома кажется каким-то излишеством.
Что уж говорить о русской традиции большого чаепития из самовара! Сначала собираются еловые и сосновые шишки для самовара, затем сапогом разжигается двухведерный старый медный самовар, заваривается чай в огромном заварочном чайнике, в самовар доливается вода и процесс кипячения повторяется. А тем временем готовится стол на открытой веранде с видом на озеро и на сосны рядом с домом. В центр стола ставится самовар, по местам рассаживаются люди и начинается священнодействие… Так было!
Увы, старые традиции продолжают уходить, а ведь с ними уходит что-то важное, воспоминания, обычаи. Может быть, даже какая-то часть «русского духа»?