На протяжении большей части долгой эпохи Средневековья занятие «позорной» профессией приводило к ограничению, часто существенному, прав и маргинализации социальной жизни. Это происходило практически во всех странах Европы.
Святой Августин, разрабатывая синтез между позорными профессиями римского права и теми, которые определены официальной религией поздней империи, различал позорные занятия (такие как воровство, развоз людей, лицедейство), не очень почетные (почти все связанные с торговлей) и те, которые позволяли сохранять нравственную честность, то есть земледелие и ремесленничество. Однако в течение столетий после падения Рима число, если так можно выразиться, непростительных занятий стало намного больше.
Некоторые ученые пытались систематизировать различные виды гнусных профессий, по существу разделив их на три категории.
- К первой относились профессии, имевшие какое-то отношение к крови, смерти, грязи: речь идет о могильщиках, палачах, кожевниках, цирюльниках (которые часто были еще и хирургами), мясниках и так далее.
- Ко второй относятся те, кто «запятнал» себя прибылью, полученной за счет демонстрации или продажи собственного тела. Как вы понимаете, в эту категорию попали проститутки, а также актеры.
- Третью категорию заполнили нищие, скитальцы, то есть те, кого сегодня мы определили бы как «бомжи».
Наиболее часто используемый пример как в источниках того времени, так и в современной историографии для определения характеристик «непристойной» профессии — это пример
В Германии столичный палач должен был происходить из семьи палачей: на практике сын палача рождался с уже «присвоенным» ему клеймом. Кроме того, палач часто выполнял другие унизительные задачи, которые не имели ничего общего с его основной ролью — например, уборка улиц или контроль за работой публичных домов. Последние, в свою очередь, представляли собой логово «позорных» людей: проститутки становились проститутками, как только начинали заниматься своей профессией, как и те, кто их эксплуатировал.
Однако подобного рода ремесла имели основополагающее значение для организации городов и деревень.
Одним из самых интересных примеров средневековых и ренессансных ремесел является «Площадь всех профессий в мире» — труд, написанный Томмазо Гарцони в 1585 году. Это работа, полная деталей и соображений о работе человека.
Говоря о «непристойных» профессиях, автор не жалеет слов: он посвящает целый абзац тем, кто имеет дело с экскрементами, уборными и выгребными ямами, которые тогда, как и сейчас, нужно было регулярно чистить, чтобы содержимое не переливалось через край. Этим занимались копатели колодцев или «очистители». Автор почти сожалеет, что должны быть такие люди, но говорит, что это все же необходимая профессия, учитывая, что не во всех городах и замках есть реки и озера.
Еще хуже для Гарцони чистильщики уборных (curadestri), происходящие из «худших отбросов простого народа». В отличие от копателей колодцев, им приходится очищать общественные туалеты. На некоторых площадях и улицах городов Средневековья были уголки, предназначенные для удовлетворения телесных потребностей, и, вероятно, было достаточно нескольких часов, чтобы образовались тошнотворные скопления, которые нужно было убрать.
Получить клеймо могли и совершенно неожиданные профессии. К примеру, в труде Гарцони мы находим придирки в адрес нянек:
Среди прочих их пороков есть очень серьезный порок, который иногда околдовывает детей [в смысле «заклинания или проклятия"] подобно ведьмам, которые есть, и они очаровывают их таким образом, что с крайней болью матерей и бесконечной яростью отцов они жалко проводят эту жизнь.
Но не только в христианской Европе ставили позорные клейма для той или иной профессии. Даже в исламских городах по другую сторону Средиземного моря были работы, которые считались отвратительными.
Морально осуждался, например, ростовщик (как и в Европе, где его вина, однако, носила личный характер), так же как и продавцы вина или свинины, певцы и комедианты, танцоры, борцы, мясники, охотники. Помимо очевидных различий, обусловленных предписаниями, содержащимися в Коране, существовала некоторая однородность между гнусными и презираемыми ремеслами в Европе и в исламе: выставление тела напоказ и соприкосновение с кровью и фекалиями (человеческими и животными) часто приводило к социальной дискриминации.
Средневековое общество видело в иерархических отношениях — как между семьями, так и между различными составляющими устройства сообщества — принципиальные моменты для построения той законности и порядка, которые позволяли обществу действовать правильно.