Как в годы Великой Отечественной войны защищали небо над Москвой?

Реклама
Грандмастер

История — штука интересная. С годами она всё больше и больше приоткрывает свои завесы, и на вещи, казалось бы, до этого вполне известные, мы начинаем смотреть по-новому.

Мы знаем, что немцы, вторгаясь на территорию СССР в 1941 году, начали планомерно бомбить советские города. Угроза разрушительных авианалётов нависла над Москвой уже в первые дни Великой Отечественной войны, и с этим надо было что-то решать. И наши военные постарались сделать всё возможное для защиты столичного неба.

В то время основным вооружением наших самолётов были авиационные пулемёты и пушки. И тут лейтенант Заболотный предложил оснащать нашу военную авиацию… реактивными снарядами! И это предложение было одобрено.

Реклама

Дело в том, что в наших частях уже применялись реактивные установки «Катюша». Но ещё более интересным будет узнать, что реактивные снаряды этих «Катюш» (типа РС-82 и РС-132) уже использовались во время боевых действий на реке Халхин-Гол в 1939 году. И использовались именно с самолётов!

Так что лейтенант Заболотный грамотно развил идею, о которой стали слегка забывать.

Раз идею с реактивными снарядами на военных самолётах одобрили, её стали спешно (ведь шла война) реализовывать на практике. Прямо на аэродромах или в полевых мастерских на наши самолёты устанавливали направляющие для снарядов и оборудовали каждую воздушную машину надёжной пусковой установкой.

По словам очевидцев, применение реактивных установок на самолётах сильно озадачило немцев (и это мягко говоря), из-за чего их тактика авиационных налётов претерпела изменения.

Реклама

А тут ещё подоспело новое предложение от инспектора по технике пилотирования ВВС Московского военного округа майора Карпенко. Он предложил оснащать фронтовые бомбардировщики Пе-2 реактивными установками с мощными снарядами РС-132. И поменять способ атак против немецких войск.

Реклама

  1. Карпенко советовал пилотам Пе-2 с реактивными установками вначале с расстояния в 1−1,5 км реактивными снарядами уничтожать средства ПВО противника — зенитки и крупнокалиберные пулемёты.
  2. Затем теми же реактивными снарядами следовало долбануть по немецким истребителям, которые находились на аэродроме и могли быть быстро подняты в воздух.
  3. А вот потом, когда немцы были ошеломлены таким ударом с воздуха, следовало сбросить свои бомбы на вражеские войска и возвращаться домой.

За это предложение, реализованное майором на практике, он был удостоен ордена Ленина.

В связи с упорной и изобретательной обороной неба Москвы немцы стали практиковать ночные налёты на столицу. Для борьбы с этим наши части использовали почти 600 прожекторных установок. И хотя штуки эти были мощные, их не хватало.

Реклама

И тогда упомянутый выше майор Карпенко придумал ещё одну военную хитрость.

  • На бомбардировщик Пе-2 он велел установить мощнейшую прожекторную установку. Причём сам прожектор стоял с левой стороны, а с правой быстренько смонтировали электрогенератор с ветряком.
Реклама

То есть этот переоборудованный самолёт не потребовал установки дополнительного тяжелого аккумулятора (или двигателя) для прожектора. Пе-2 взлетал, ветряк начинал работать, и сильный луч прожектора освещал ночное небо.

Этот Пе-2 с прожектором на борту неоднократно неплохо выручал наши истребители, которые вылетали навстречу вражеским самолётам.

  • Помимо самолёта с прожектором советские лётчики применяли светящиеся авиационные бомбы — САБы. Эти штуки опускались на землю на парашютах и в течение 10 минут хорошо освещали пространство вокруг.

Как ни странно, при обороне Москвы наши части использовали в большом количестве учебные самолёты У-2. Многим поначалу казалось, что делать этого не стоит. Однако У-2 были очень массовой машиной, к тому же лёгкой и податливой в управлении.

Реклама

Только для ВВС Московского военного округа передали 5000 машин У-2. Их также оснащали реактивными установками, только под снаряды РС-82. Кроме того, У-2 использовались для разведки, доставки почты, эвакуации раненых, а также как лёгкий ночной бомбардировщик.

Многие военные историки даже говорят, что У-2 был в чём-то схож с вертолётом, так как мог взлетать и садиться практически в любом месте. Для этого описываемые самолёты оснащали второй парой колёс, и У-2 мог взлетать, можно сказать, даже с пашни.

В общем, благодаря описанным приёмам (и не только) небо над Москвой удалось защитить.

Реклама