В ходе войны, зимой 41/42 годов РККА в нескольких местах гигантского советско-германского фронта провела целый ряд успешных или условно успешных наступательных операций.
На юге, в Крыму, был произведен успешный десант в Крым. Хотя из-за неразберихи высаживаемые войска понесли излишние потери, но Керченский полуостров был освобожден — и врагу пришлось прервать очередной штурм Севастополя, чтобы остановить наши наступающие войска.
Удар под Ростовом-на-Дону заставил врага оставить этот город.
Контрудар под Москвой заставил немецкие войска, теряя тяжелую технику, откатиться от столицы СССР на 200−300 км.
На севере в ноябре-декабре 1941 года в ходе Тихвинской наступательной операции
А 7 января 1942 года началась
8 февраля наступающие советские войска соединились, а 19−21 февраля сформировались внешняя и внутренняя линии этого котла, первого столь крупного за время Великой Отечественной.
В котел попали до 100.000 солдат Вермахта, несколько пехотных дивизий и моторизованная дивизия СС «Мертвая голова». Увы, попытки разгромить противника сходу не удались.
Врагу удалось организовать «воздушный мост», по которому транспортные самолеты Люфтваффе доставляли окруженным боеприпасы, вооружение и пополнение, вывозя раненых. В конце марта 1942 года, собрав резервы, немцы начали военную операцию по деблокированию окруженных войск и 21 апреля пробили транспортный коридор, соединивший окруженных с «Большой землей», а в начале мая — окончательно сняли осаду группировки немцев.
После этого, начиная с мая 1942 года по январь 1943 года, наши войска предприняли 10 неудачных попыток выбросить врага из Демянска. Удачной оказалась только 11-я попытка, 15−28 февраля 1943 года. Враг оставил Демянск 23 февраля, а весь выступ — 28 февраля. Окружить и уничтожить фашистов в тот раз нашим не удалось, хотя весьма серьезные потери немцы понесли.
Неудачные попытки РККА разгромить и уничтожить врага в районе Демянска, помимо наших потерь, все же имели положительное значение.
С одной стороны, в этом районе постоянно дралась и несла потери большая немецкая группировка войск — эти немецкие дивизии не могли быть отправлены под Сталинград, чтобы усилить группировку Манштейна, сосредотачивавшуюся для прорыва в Сталинград, на помощь армии Паулюса. Потери немецких войск на Демянском выступе только за период 1942 года превысили 90.000 человек.
С другой стороны, успех «воздушного моста» при обороне блокированного Демянска заставил немецкий Генштаб и Гитлера поверить, что им удастся то же самое под Сталинградом. Однако оказалось, что доставить провиант 90.000−100.000 — это одно, а втрое больший объем перевозок транспортная авиация Вермахта уже не осилила. В том числе и потому, что руководство РККА отлично выучило уроки Торопецко-Холмской наступательной операции, противопоставив попыткам наладить «воздушный мост» и зенитные заслоны на пути немецких транспортников и организацию наведения на них наших истребителей.
А ведь именно уверенность в том, что окружение под Сталинградом — это что-то временное, нечто вроде «сверх-Демянска», удержало немецкое высшее командование от приказа армии Паулюса попытаться ударить в западном направлении, дабы пробиться к своим. Ведь при этом они оставляли Сталинград, о почти полном взятии которого было уже многократно сообщено во всех СМИ Германии. А если бы Паулюс предпринял такую попытку в ноябре 1942 года — она почти наверняка удалась бы, пусть даже ценой этому стали бы значительные потери личного состава и очень значительные потери тяжелой техники армии.
Таким образом, успех Сталинграда отчасти базируется на условной неудаче Демянска. Но про Сталинград знают все, а про Демянск информации очень мало.