Вообще толчок к развитию минного оружия и миноносцев случился после завершения Русско-турецкой войны 1877−1878 годов. Во время этой войны командование русской армии приняло решение в спешном порядке оснастить морской флот значительным количеством миноносцев. Некоторые полагали, что война с Турцией затянется, поэтому минные суда были бы нужны.
Суда-то заложили, но война вскоре закончилась. И тут выяснилось, что на 1 января 1879 года Россия располагает миноносцами различных типов в количестве 111 штук. Однако эти миноносцы, мягко говоря, вызывали нарекания у моряков.
Дело в том, что кораблестроители старались сделать суда максимально лёгкими. То есть чтобы благодаря этому достигалась высокая скорость, когда этого потребует боевая обстановка. И получилось так, что новые русские миноносцы были весьма хлипкими и ненадёжными. Они, по сути, серьёзного боевого соединения не представляли.
Помимо этого, у спешно построенных военных кораблей выявилось ещё одно слабое место. Они были оснащены шестовыми минами. Что это такое?
- А это когда к длинному шесту привязывали мину, затем во время боя мину опускали в воду и в таком положении плыли в сторону неприятельского судна. В нужный момент мина взрывалась — либо от детонации, либо от замыкания электрического контакта.
Ясное дело, шестовые мины были ненадёжным и опасным оружием, причём как для атакующего, так и атакуемого корабля.
Примерно в это время уже появились самодвижущиеся мины конструкции Уайтхеда, но они ещё были капризными, поэтому на русских кораблях появились не сразу.
Сознавая опасность шестовых мин, военное командование России понемногу начало уходить от этого вида вооружений. И совсем скоро, буквально в начале 80-х годов ХIХ столетия, на флоте появились метательные мины. Правда, и они задержались в армии на весьма короткое время.
- Метательные мины — это такие длинные сигарообразные снаряды, которые с помощью порохового заряда выстреливались из специальной метательной машины и могли пролететь в лучшем случае около 30 метров, чтобы затем принести урон кораблю противника.
Вот всё равно непонятно. Ведь уже были орудия различных типов в армии, уже были приспособления для навесной стрельбы, ан нет… появились ещё какие-то метательные мины. Да не просто появились! В 1900 году на российских миноносцах было установлено 46 метательных аппаратов. Хотя, конечно же, этот вид вооружений довольно быстро исчез.
Впрочем, опыт Русско-турецкой войны дал толчок к развитию ещё одного способа ведения боевых действий на море.
Дело в том, что в составе русского флота
на Чёрном море был корабль «Великий князь Константин». Самым примечательным в этом корабле было то, что он нёс на своём борту 4 паровых минных катера. А для того, чтобы эти катера могли быстро вступать в бой, они подсоединялись к общей энергетической системе корабля-носителя, и их следовало прогревать буквально 5−10 минут перед спуском на воду.И в итоге получалось так, что миноносец мог сам вести бой (ведь у него на борту были орудия и шестовые мины), а ещё оперативно спускать на воду минные катера, чтобы они на большой скорости неслись к вражеским целям и поражали их.
Вот эта последняя идея весьма приглянулась зарубежным военным наблюдателям. Самые сильные государства того времени поспешили завести в своих армиях миноносцы (катероносцы). Англия, Франция, США, Италия — все они заполучили для своих нужд большие корабли, которые могли нести на себе от 2 до 8 минных катеров.
Известно, что в период Русско-японской войны русские минные катера несли патрульную службу на Дальнем Востоке и успешно потопили несколько вражеских судов.
Однако военное дело не стояло на месте. Появились самоходные торпеды и новые скорострельные орудия, которые свели на нет эффект от применения минных катеров.
Новая жизнь у этих типов кораблей началась после создания мощного и компактного двигателя внутреннего сгорания. Теперь минные катера вновь стали быстрыми и весьма маневренными, что позволяло им успешно атаковать вражеские корабли и так же успешно уходить от огня противника.
Впрочем, это уже другая история…