В общем, решило руководство новой Польши создать, помимо прочего, и собственную военную авиацию.
В Польше после приобретения независимости существовали Центральные авиационные мастерские в Варшаве. На их базе в 1928 году создали Государственное авиационное объединение — «ПЗЛ».
Но только в 1931 году означенное предприятие приступило к разработке польского самолёта. Курировал этот вопрос в то время конструктор Станислав Праусс.
В следующем году Праусс получил заместителя — доктора технических наук Франтишека Миштала. У того уже был патент на авиационное крыло особой конструкции, и свои наработки Миштал намеревался использовать при создании нового польского самолёта.
Прошло ещё время, и в августе 1934 года в небо поднялся польский самолёт, ещё не серийный образец, а прототип — П-23/1. Двигатель, кстати, на этом прототипе был английский, производимый в Польше по лицензии.
Машина польских конструкторов получилась «сырой». В результате появился второй прототип — П-23/2. На нём был улучшен обзор, двигатель опущен вниз, а на обтекателях стоек предусмотрели посадочные огни. Этот самолёт был лучше, и, конечно же, сразу же начались его испытания. Однако в сентябре 1935 года во время испытательного полёта самолёт разбился, в результате чего погиб экипаж.
Совсем скоро польские конструкторы представили третий прототип — П-23/3. Вот эту машину польские военные и признали годной для ведения боевых действий.
Самолёт этот в документах стал именоваться как ПЗЛ П-23А «Карась». В 1935 году министерство обороны Польши заказало на заводе «ПЗЛ» 240 таких самолётов, а в 1937 году — ещё 10.
И тут выяснилась одна неприятная вещь. Лицензионные английские двигатели, устанавливаемые на «Карась», были капризными. В результате поляки решили устанавливать на свои самолёты другие двигатели этой же английской фирмы, но более надёжные. Эти машины получили название ПЗЛ П-23Б.
В общем, польские самолёты с индексом «А» передали в центры подготовки польских авиаторов, а машины с индексом «Б» пришли к ним на замену в состав военных соединений.
Известно, что к началу Второй мировой войны в польской армии имелось 120 военных самолётов типа «Карась». Что любопытно — лишь 80 машин из этого количества были оснащены радиостанциями.
Польский самолёт «Карась» (вариант с индексом «Б») получился довольно неплохим, и его решили заиметь болгарские военные. По заключённому контракту Болгария в 1937 году получила 12 машин П-43 и П-43 Б (это были экспортные модификации уже упомянутых выше «Карасей» П-23Б). Болгарские военные высоко оценили польские самолёты и заказали ещё 36 таких для пополнения своих вооружённых сил.
Самолёты эти были изготовлены, но поляки отгрузили их с опозданием. Дело в том, что Германия к началу 1939 года вторглась в Чехословакию, и польские власти, напуганные этим, реквизировали самолёты, предназначавшиеся для Болгарии.
Впрочем, испуг польской верхушки отчего-то быстро прошёл, и к началу Второй мировой войны Болгария получила 33 самолёта польских авиастроителей.
1 сентября 1939 года началась война Германии с Польшей. В этот же день один из польских «Карасей» сбил немецкий самолёт.
2 сентября польские военные лётчики на тех же самых «Карасях» вполне успешно бомбили скопления немецких войск на дорогах своей страны. И не только в этот день, понятное дело.
Более того, польские «Караси» совершили несколько налётов на территорию фашистской Германии, и эти налёты имели большой военный и психологический успех для короткой, но яркой войны Польши с Германией.
- Интересно, что из 120 самолётов типа «Карась» в боях и под бомбёжками погибло 112 этих машин!
Известно, что к 17 сентября 1939 года остатки польских самолётов были эвакуированы в ещё нейтральную на тот момент Румынию. Всего было спасено почти 100 машин в эти дни, причём 40 из них были те самые «Караси».
И хотя сентябрьская компания 1939 года на тот момент многими оценивалась как неудачная для Польши, она всё же показала способность польского народа к отстаиванию интересов собственной многострадальной родины.